На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Почему политический союз христиан и шиитов так и не построил «прекрасный Ливан будущего»

Почему «Свободное патриотическое движение» не достигло больших успехов и будет ли лучше Ливану без него.

В ливанской политической партии Аунистов (официальное название: «Свободное патриотическое движение» или СПД), которую возглавляет экс-министр иностранных дел Ливана и зять нынешнего президента страны Мишеля АунаДжебран Басиль, заявили, что соглашение с шиитской партией «Хезболла», необходимо пересмотреть. Дескать, оно помогло в свое время сдержать агрессию Израиля, однако проект государственного строительства был безнадежно провален.

«Соглашение избавило Ливан от раскола, защитило от агрессии извне, удержало Израиль и отразило террористическую угрозу, однако не преуспело в проекте построения государства и верховенства закона», — говорится в заявлении.

Несколько слов о соглашении

Договор о взаимопонимании между основателем СПД генералом Мишелем Ауном и генсеком «Хезболлы» Хасаном Насраллой был заключен в феврале 2006 года и состоял из 10 пунктов. Среди них и закон о выборах, и пункт о ливано-сирийских отношениях, и целый план по защите Ливана от агрессора. В соглашении значатся:

  • работа по освобождению ливанских заключенных из израильских тюрем;
  • защита Ливана от израильской угрозы;
  • освобождение ферм Шебаа от израильской оккупации;
  • разработка стратегии национальной обороны, с которой были бы согласны все ливанцы.

Почему политический союз христиан и шиитов так и не построил «прекрасный Ливан будущего»

Отдельное внимание в документе уделено «построению государства», что, по мнению авторов, означало установление в стране меритократии, создание справедливой и независимой судебной системы и искоренение коррупции. Проще говоря, две партии договорились общими усилиями решить извечные проблемы Ливана, из-за которых страна полыхает по сей день.

Таким образом, появился первый в своем роде стратегический союз двух крупнейших политических сил, представляющих разные «секты» (христиане-марониты и мусульмане-шииты). К слову, соглашению с шиитами предшествовала неудачная попытка Ауна составить коалицию с суннитским движением «Аль-Мустакбаль».

Если говорить о контексте, то 2006 год — время для Ливана крайне неспокойное. Годом ранее в результате террористического акта погиб премьер-министр Рафик Харири. Потом на весь мир прогремела серия дерзких политических убийств, среди которых особенно выделялись покушения на лидера коммунистов Жоржа Хауи и лидера партии фалангистов Пьера Амина Жмайеля — ярого противника сирийского влияния в Ливане. Последний погиб 21 ноября 2006 года в возрасте 34 лет: неизвестные обстреляли его автомобиль. И это вызвало целую бурю возмущения по всему миру. Руководство «Хезболлы» тогда отреагировало незамедлительно, объявив убийство Жмайеля провокацией, направленной на столкновение общин внутри Ливана.

Учитывая обстановку в стране, противники «Хезболлы» утверждали, что соглашение с христианами-аунистами спасло шиитскую партию от изоляции, а страну — от нового межконфессионального конфликта. Но, по сути, альянс был выгоден всем, так как наделил его участников возможностью успешно соперничать с другими силами. Аун также получил мощного (во всех отношениях) партнера не только в Ливане, но и в Сирии, и в Иране.

Что-то тут не так

Очевидно, что на СПД сегодня оказывается сильное давление, так как США и их западные и арабские партнеры делают все возможное, чтобы в эти нелегкие для Ливана времена еще больше раскачать лодку и ослабить роль «Хезболлы» в политической жизни страны. Вместо того, чтобы помочь разваливающемуся государству, где недавно в столичном порту прогремел сильнейший взрыв и годами продолжаются протесты, Вашингтон накладывает новые и новые санкции. Атакуются банки и компании, связанные с «партией Бога».

Тем самым США пытаются перекрыть финансовые потоки из Ирана, от чего страдает не только «Хезболла», но и Ливан в целом. Помимо этого, Штаты вместе с европейцами, саудитами и израильтянами развернули широкомасштабную кампанию против «Хезболлы» в СМИ, натравливая на партию ее же союзников.

Почему политический союз христиан и шиитов так и не построил «прекрасный Ливан будущего»

Об этом говорил и сам глава СПД Джебран Басиль, на которого 6 ноября 2020 года американцы также наложили санкции.

Минфин США включил политика в черный список за участие в коррупционных схемах. Однако Басиль публично заявил, что в реальности Вашингтон хочет рассорить христианский блок с «Хезболлой». Что ж, по всей видимости, план удался. Хотя еще недавно зять ливанского президента встречался с Хасаном Насраллой, и политики обсуждали развитие двусторонних отношений.

Итого

Соглашение, подписанное 15 лет назад лидерами двух влиятельных политических партий, воспринималось, прежде всего, как проект государственного строительства. Глядя на то, что происходит сегодня, назвать план реализованным хотя бы наполовину язык не поворачивается. Но как далеко готово зайти руководство СПД? Дойдет ли до распада христиано-шиитского альянса? И если да, то станет ли Ливану от этого лучше?

«Я думаю, что соглашение, которое было заключено между «Хезболлой» и «Свободным патриотическим движением» 15 лет назад, известное как «Договор Мар-Михаэля», было лучшим соглашением между двумя ливанскими сектантскими движениями, — считает ливанский журналист и активист Вафик Хувари.

Оно возникло в контексте конфликта между основными политическими силами, каждая из которых пыталась получить большую долю власти за счет другого.Следует отметить, что после убийства бывшего премьер-министра Рафика Харири между «Хезболлой», «Движением аль-Мустакбаль», «Движением Амаль» и «Прогрессивной социалистической партией» было достигнуто четырехстороннее соглашение об участии в парламентских выборах того времени.

Тогда генерал Мишель Аун попросил Саада Харири объединить силы, но Харири отказался. Результаты парламентских выборов в то время не были решены в интересах суннитского или шиитского направлений, и именно это подтолкнуло шиитов к альянсу с СПД. Они пошли на это, чтобы встать на пути суннитов и друзов.

По словам Хувари, в случае с данной коалицией речь идет, скорее, о системе сектантских квот, а не о построении государства для всех граждан Ливана.

«Власти Ливана, управляющие страной с 1920 года, не были способны ни построить государство со своей собственной национальной политикой, ни создать эффективно работающие государственные институты.

После 2005 года конфликт между суннитами и шиитами перерос в борьбу за власть, и каждому нужна была поддержка христиан. Здесь «Хезболле» удалось объединиться с лидерами СПД, у которых была иллюзия, что они способны восстановить привилегии для маронитов», — уверен эксперт.

Еще мнение

«Совершенно очевидно, что тут имеет место американское и французское давление на лидера СПД Джебрана Басиля, поскольку он недавно был обложен санкциями со стороны администрации Трампа, и кажется, что Байден, несмотря на более гибкую политику в отношении «Хезболлы» и Ирана, также предпочтет пользоваться методами санкций и экономического террора», — рассказал ФАН сирийский журналист, публицист Али Махлюф.

Эксперт не исключает введения дополнительных санкций в отношении Басиля, у которого сейчас лишь два варианта. Первый — укрепить внутренний союз с «Хезболлой», второй — подчиниться властям США в расчете на некоторые преференции.

«Надо понимать, что некоторые представители СПД выступают против «Хезболлы». Но есть также и другая точка зрения, согласно которой СПД не может рисковать своим союзом, так как это пошатнет положение партии. Альянс является источником стабильности внутри Ливана. Кроме того, есть ведь и другие христианские движения — конкуренты СПД, близкие к Вашингтону. Что помешает Америке отдать предпочтение им? Какому-нибудь Сами Жмайелю, например», — полагает Махлюф.

По мнению журналиста, Басиль сейчас «прощупывает почву» — причем действует не своими руками, а через депутатов.

«В целом, я не ожидаю краха соглашения. Могут быть внесены поправки в его положения, но не более. Договор будет реконструирован с тем, чтобы сосредоточиться на экономической ситуации в Ливане.

Что же касается возложения на «Хезболлу» ответственности за неспособность построить государство, то тут причина заключается в нежелании Басиля быть козлом отпущения», — заключил публицист.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх