На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

В Нидерландах постановили отправить экспонаты крымских музеев на Украину

В судебном споре о золоте скифов Крым боролся за свою собственность до конца. Верховный суд Нидерландов отклонил кассационную жалобу крымских музеев и постановил, что скифское золото должно быть передано Украине. Об этом говорится в распространенном в пятницу решении суда. «Апелляционный суд Амстердама постановил в октябре 2021 года, что коллекция должна быть передана государству Украина, — отмечается в документе. — Это решение остается в силе». Увы, но подобное решение голландской Фемиды было вполне ожидаемо. Давайте вспомним, как развивались события.

Золото, золото!..

«Золото» – это слово будоражит человеческие умы с незапамятных времен, ну, а словосочетание «скифское золото» будоражит их вдвойне. Скифские племена оставили после себя немало памятников культуры. Самыми впечатляющими из них с точки зрения обывателей стали, разумеется, изделия из золота, декорированные в характерном зверином стиле. Куль-Оба, Чертомлык, Солоха – названия этих скифских захоронений, таивших в себе украшения из золота, звучат для археологов, историков и искусствоведов не менее чарующе, чем знаменитая гробница фараона Тутанхамона. Золотая царская пектораль IV века до нашей эры, найденная в 1971 году во время археологических исследований кургана Толстая Могила, известна не менее, чем легендарная золотая «маска Агамемнона» из Микен. Зачарованными сокровищами скифов оказались не только обыватели, археологи, историки и искусствоведы, но даже советские парфюмеры, на излете истории Советского Союза запустившие в производство духи «Злато скифов». Окруженное ореолом таинственности и всеобщим восхищением, скифское золото всегда являлось гордостью отечественных музейных коллекций. Распад СССР поделил сокровища скифов между фондами российских и украинских музеев. Вторая половина февраля 2014 года, когда начался процесс возвращения Крыма в «родную гавань», открыла новую страницу в истории скифского золота. Страницу, прямо скажем, не самую лучшую и счастливую.

Заграничные гастроли

Дело было так. Украинские искусствоведы давно вынашивали идею собрать из разных музейных фондов Украины скифские артефакты в пусть временную, но единую экспозицию. Вынашивали-вынашивали, да не довынашивали по банальной причине нехватки финансов. Ситуация изменилась лишь в начале 2013 года, когда идею посвященной истории Скифии единой экспозиции, собранной из разных музейных фондов, удалось реализовать в совершенно новом формате – не украинском, а международном. Под этот проект деньги нашлись! Инициаторами организации международной выставки выступили представители Рейнского Краевого музея в Бонне (Германия) и Музея Алларда Пирсона – археологического музея Амстердамского университета (Нидерланды). Проекту покровительствовал премьер-министр земли Северная Рейн-Вестфалия Ханнелоре Крафт. Основным же организатором выставки стал Крымский филиал Института археологии НАН Украины. В соответствии с договорами, заключенным между Рейнским Краевым музеем, Музеем Алларда Пирсона, а также Керченским историко-культурным заповедником, Центральным музеем Тавриды, Бахчисарайским историко-культурным заповедником, Национальным заповедником «Херсонес Таврический», Музеем исторических драгоценностей (Киев) и Одесским археологическим музеем, украинские музейщики скомпоновали из своих экспонатов коллекцию, которая должна была быть передана на временное хранение и экспонирование сначала в Бонн, а затем в Амстердам. В состав коллекции включались археологические находки из античных греческих погребений и скифских курганов древней Тавриды (V в. до н.э. – V в. н.э.). Пектораль из кургана Толстая Могила в Киеве вывозить из страны все же не решились. Так, на всякий случай. Зато на иные историко-культурные сокровища Украина не поскупилась, отправив в Германию сотни уникальных экспонатов. Открывшаяся 3 июля 2013 года в Бонне выставка «Крым – золотой остров в Черном море. Греки – Скифы – Готы» пользовалась в ФРГ большой популярностью. Поэтому, когда выставка 9 января 2014-го закрылась, переехала в Амстердам и 7 февраля открылась в Музее Алларда Пирсона под новым названием «Крым. Золото и тайны Черного моря», никто не сомневался, что экспозицию украинских музеев вновь будет ожидать триумф. Так оно на первых порах и получилось. Но затем грянул «Крымнаш» и все пошло не по плану.

Опечатанные сокровища

Предполагалось, что выставка в Музее Алларда Пирсона будет функционировать до 18 мая 2014-го, а затем экспонаты вернутся в украинские музеи. Однако 18—20 февраля 2014 года произошло резкое обострение гражданского противостояния в Киеве. В ночь с 22 на 23 февраля по распоряжению президента РФ Владимира Путина была проведена спецоперация по эвакуации президента Украины Виктора Януковича. Митинга 23 февраля в Севастополе и Симферополе явно обозначили «дрейф» Крыма в сторону РФ. На фоне этих событий принимающая сторона выставки, то есть администрация Музее Алларда Пирсона оказалась в крайне непростом положении. Украина откровенно «шла в разнос». Предсказать, что будет происходить в Крыму к маю, голландцы не могли. Соответственно, не совсем понятно было, кому придется возвращать экспонаты крымским музеев – Украине или уже России? Чтобы выиграть время для прояснения этого вопроса, в феврале 2014 года по просьбе принимающей стороны между руководством крымских музеев и Амстердамским университетом были подписаны дополнительные соглашения о продлении сроков пребывания выставки в Нидерландах до сентября 2014 года. Замечу, что к моменту открытия выставки «Крым. Золото и тайны Черного моря», в составе ее экспозиции числилось 19 экспонатов из Киева и Одессы, 190 экспонатов из Керченского историко-культурного заповедника, 451 экспонатов из Центрального музея Тавриды, 215 экспонатов из Бахчисарайского историко-культурного заповедника, и 215 экспонатов из Национального заповедником «Херсонес Таврический». Важная деталь. Договоры, на основании которых вышеупомянутая коллекция предметов прибыла в Нидерланды, принимающая сторона заключала не только с министерством культуры Украины, выступавшим в качестве гаранта, но и непосредственно с каждым из украинских музеев, предоставивших свои экспонаты для выставки «Крым. Золото и тайны Черного моря». При этом в договорах указывалось, что соответствующие экспонаты относятся к собраниям крымских музеев, которые де-юре на момент подписания этих договоров находились в правовом поле Республики Крым. Помимо скифских изделий из золота, среди демонстрировавшихся в Музее Алларда Пирсона экспонатов крымских музеев числились такие известные артефакты, как скульптура Змееногой богини — прародительницы скифов, изготовленные в Китае в первом веке нашей эры и найденные в Крыму лакированные шкатулки, серьги из Усть-Альминского некрополя, изображение грифона на бронзовом навершье и так далее. Понятно, что с исторической точки зрения все эти предметы были бесценны. В то же время они имели вполне солидную стоимость, исчисляемую в современных денежных единицах. В частности, страховая оценочная стоимость застрявших в Амстердаме экспонатов крымских музеев составляла порядка 2 млн долларов. Неудивительно, что сразу после воссоединения Крыма с Россией между Киевом и Москвой началась борьба за возвращение крымских экспонатов на родину. При этом в Киеве считали, что родиной экспонатов является Украина, а в Москве – фонды крымских музеев. С одной стороны, все было просто. Согласно тексту договоров, экспонаты – собственность Крыма, куда голландцы и должны были отправить артефакты после окончания выставки. С другой стороны, на принимающую сторону оказывали изрядное давление иностранные «коллеги» по евроатлантическому единству, собственное правительство и постмайданный Киев. В итоге, когда выставка «Крым. Золото и тайны Черного моря» в Амстердаме наконец-то закрылась, 19 экспонатов из Киева и Одессы благополучно уехали на Украину, а вот экспонаты из крымских музеев голландцы удержали у себя, опечатав их прямо в витринах вплоть до «окончательного решения вопроса». Далее прогнозируемо развернулись судебные баталии.

Пассаж голландской Фемиды

14 декабря 2016 года Окружной суд Амстердама постановил отдать коллекцию скифских артефактов Украине. При вынесении вердикта он руководствовался не текстом подписанных крымскими музеями договоров о передаче предметов на временное хранение и экспонирование голландской стороне, а… мнением, что Крымский полуостров не является страной, а значит, не может заявлять о своем праве на объекты искусства. Иными словами, все экспонаты следовало оправить на Украину и пусть после этого музеи Крыма сами в судах Киева решают свои проблемы!.. Такой пассаж голландской Фемиды вогнал в ступор даже Вима Хуппереца, директора Музея Алларада Пирсона. Тот с недоумением констатировал: «Судья перевел спор в плоскость международного права. Он даже не стали рассматривать вопрос о собственности, решив, что этот вопрос относится к компетенции украинского права». Пока в Киеве торжествовали, в Москве глава Минкультуры РФ Владимир Мединский заявил следующее: «Решение голландского суда носит беспрецедентный характер, потому что речь идет о лишении музеев фактически их собственности, их коллекции». Одновременно министр подчеркнул, что Минкультуры РФ не участвует в суде: «Это процесс крымских музеев. Это спор между крымскими музеями, где это золото было - где эти артефакты были найдены, изучены, обследованы, отреставрированы и долгие годы хранились - и голландским музеем». Впрочем, несмотря на восторг украинской стороны, после 14 декабря 2016 года экспонаты крымских музеев из Нидерландов никуда не уехали. Почему? Потому что практически сразу же после публикации вердикта Окружного суда Амстердама, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин объявил, что будет готовить апелляцию. Действительно, в январе 2017 года крымские музеи подали на решение Окружного суда Амстердама апелляцию. Срок ее рассмотрения был назначен на 11 марта 2019 года, в Апелляционном суде Амстердама. Так история с выяснением голландской стороной принадлежности скифского золота «уехала» на второй круг.

Финал многолетней эпопеи

16 июля 2019-го Апелляционный суд Амстердама постановил отменить решение Окружного суда, однако отложил вынесение окончательного вердикта по делу о скифском золоте. Как сообщил суд, вопреки утверждениям украинской стороны, голландские законы и Конвенция ЮНЕСКО 1970 года не применимы к данному делу. Апелляционный суд также запросил у сторон спора дополнительные документы об имущественных правах на коллекцию и постановил, что экспонаты должны оставаться в Музее Алларда Пирсона до принятия окончательного решения. В сентябре того же года крымские музеи представили в суд дополнительные сведения о праве собственности на свои экспонаты, включая акты о приемке находок в музейные коллекции, а также фотодокументы, подтверждающие, что экспонат находились в музеях Крыма еще до передачи полуострова Украинской ССР в 1954 году. Дальнейшее рассмотрение дела о скифском золоте изрядно затянулось в связи с началом эпидемии COVID-19 и украинскими интригами, направленными против судьи Апелляционного суда Амстердама Дуко Оранье, обвиненном представителями Киева в «пристрастности». Последнее объяснялось тем, что ранее Оранье представлял интересы российской компании «Промнефтьстрой» в деле ЮКОСа и сотрудничал с адвокатами, которые теперь защищали крымские музеи. Наконец, 26 октября 2021-го Апелляционный суд Амстердама постановил, что музей Алларда Пирсона должен передать коллекцию скифского золота на хранение Украине «до стабилизации ситуации в Крыму». Председатель парламента Республики Крым Владимир Константинов назвал решение голландцев «актом международного разбоя против наших музеев, нашего исторического наследия», Следком РФ начали доследственную проверку по факту хищения скифского золота в Европе, а крымские музеи направили в Верховный суд Нидерландов кассационную жалобу на решение Апелляционного суда Амстердама. Все это происходило на фоне нарастающей между Западом и Россией конфронтации, и идущего в Амстердаме же судебного процесса по делу MH17, так что последующее решение голландской Фемиды по делу о скифском золоте было, что называется, запрограммировано на 100%. Но музеи крымского полуострова бились за свою собственность, являвшуюся историческим наследием Республики Крым, до конца!.. 9 июня 2023 года, повторюсь – совершенно ожидаемо, Верховный суд Нидерландов не удовлетворил кассационную жалобу музеев Крыма. «Музей Алларда Пирсона должен передать коллекцию предметов искусства государству Украине, а не крымским музеям», — сообщили в суде. Вердикт Верховного суда Нидерландов означает завершение многолетней эпопеи с судебным разбирательством. Далее с вопросом принадлежности коллекции скифского золота придется разбираться, видимо, русскому солдату, если и когда он дойдет до Киева.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх