На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Учебное пособие по ОБЖ под редакцией Юлии Шойгу учло новые опасности мира

29 сентября в Москве представили новую концепцию преподавания предмета ОБЖ и учебное пособие для школьников 8-9 классов.

29 сентября в Москве представили новую концепцию преподавания предмета ОБЖ и учебное пособие для школьников 8-9 классов. Корреспонденты ФАН первыми подержали в руках новое учебное пособие и расспросили о нем директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлию Шойгу, под чьей научной редакцией книга выходит в свет.

Охватили все сферы жизни

Новое учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов группы компаний «Просвещение» предлагает новую схему изучения предмета ОБЖ, о котором у прошлых поколений остаются смешанные воспоминания и размытые знания — что-то между «мох на сосне растет с северной стороны» и «что делать, если случился ядерный взрыв».

Предыдущая версия учебного пособия по ОБЖ и самой концепции преподавания была основана на сжатом и концентрированном курсе подготовки спасателей и специалистов МЧС, объясняет Юлия Шойгу. Поэтому новая команда, которая работала над учебным пособием, поставила себя на место школьников и составила материал по иному принципу.

«Ранее все опасные явления были классифицированы так, как это удобно специалистам министерства при ликвидации последствий ЧС, – говорит Юлия Шойгу. – Это удобно для сотрудников министерства, но не очень удобно для изучения предмета. Если случается пожар, нам не очень важен его источник — природное это явление или техногенное. Нам важно знать, как спастись. Поэтому мы предложили иные предметные линии: безопасность в быту, на транспорте, в общественных местах, в природной среде, информационная безопасность и кибербезопасность, безопасность в социуме, здоровье».

Шойгу пояснила, что два модуля посвящены государственной политике в сфере обеспечения безопасности: там рассматриваются темы предотвращения терроризма и экстремальных явлений и основы государственной политики, рассказано, как государство реагирует на внешние угрозы и внутренние проблемы, связанные с ЧС.

Учебное пособие по ОБЖ под редакцией Юлии Шойгу учло новые опасности мира

«Мы охватили практически все сферы жизни, — подчеркнула она. — Такая классификация намного удобнее, потому что предлагает рассмотреть те обычные ситуации, в которые может попасть каждый из нас. В предыдущей классификации надо было залезть в один раздел учебника, если тебе стало плохо, а если в общественном месте случился пожар — в другой раздел. Здесь все собрано в одном месте, перечислены и риски и способы предотвращения беды, описаны варианты выхода из ситуации».

К работе над учебным пособием пригласили экспертов — квалифицированных специалистов, лидеров в своих профессиональных областях. Так, в день презентации о нем рассказали главный внештатный специалист Минздрава России по первой помощи Леонид Дежурный, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ Александр Рикель, президент компании «Крибрум» Игорь Ашманов, а в списке экспертов-составителей учебного пособия — 12 фамилий ведущих специалистов разных областей.

«Мы не профессиональные педагоги, хотя многие из нас довольно успешно преподают, — говорит Юлия Шойгу. — Но мы спасатели, врачи, специалисты в области безопасности дорожного движения или безопасности на транспорте, специалисты в области информационной и кибербезопасности. Это очень разнообразная и квалифицированная команда».

Десять модулей учебника написаны разными авторами, каждый из которых описал свою область безопасности, исходя из реальной практики. Юлия Шойгу в разговоре с Федеральным агентством новостей рассказала, что лично ее к работе над пособием побудила многолетняя работа во главе реагирующего аварийно-спасательного формирования.

«Мы видим человеческие страдания, мы видим ситуации, которых могло не быть, если бы мы знали, как себя вести в тех или иных обстоятельствах, — объясняет руководитель ЦЭПП МЧС РФ. — Иногда поражаешься тому, как дорого обходится несоблюдение очень простых правил. И приводит оно к непоправимым трагедиям».

Обеспечение ежедневной безопасности

В новом учебном пособии авторы постарались исправить еще один недостаток предыдущей учебной версии: чрезмерное внимание к крайне опасным явлениям. Важно понимать алгоритм действий при землетрясении, но, если честно, жителям больших городов в несейсмических зонах гораздо важнее знать, как не попасть в ДТП, комментирует Юлия Шойгу. Разумеется, в учебном пособии по ОБЖ под ее научной редакцией остались темы о поведении при землетрясении, но появились и блоки по профилактике и обеспечении «постоянной ежедневной безопасности».

Например, отдельный блок посвящен безопасности на транспорте, правилам дорожного движения, безопасности пешеходов и пассажиров, описан алгоритм действий при ДТП и приведены элементы первой помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте — они же будут более подробно разобраны и повторены в другом блоке. В практическом задании детям предлагают составить алгоритм действий по вызову экстренных служб, что не всегда удается правильно сделать взрослым.

Учебное пособие по ОБЖ под редакцией Юлии Шойгу учло новые опасности мира

Учебник максимально практичный — новости из тематик его разделов мы, к сожалению, регулярно публикуем на сайте ФАН и читаем в других СМИ. Крушение корабля в ночное время (вспомним трагедию теплохода «Булгария»), правила поведения при чрезвычайной ситуации в самолете (при аварийной посадке в Шереметьево эти знания могли бы помочь), действия при обрушении здания, поведение при панике в толпе и давке.

Разумеется, специалисты МЧС подготовили отдельный блок по пожарной безопасности в общественных местах, потому что одна из миссий МЧС — обучить людей действовать так, чтобы дело не дошло до спасения и вызова МЧС. Школьникам задают провести противопожарные учения, а для того, чтобы они не превращались в скучную обязанность, предлагают представить себя разведчиком на спецзадании, выживание которого напрямую зависит от качества его подготовки и знаний. Во время учения дети продумывают маршруты эвакуации в школе или доме, где они живут.

Темы нового поколения

В учебном пособии много примеров и так называемых «ситуационных задач». Например, предлагается такая ситуация: «Вы живете на пятом этаже семиэтажного дома, вместе с сестрой находитесь в квартире, делаете уроки и вдруг замечаете, что на стене качается картина. Чувствуете небольшие толчки с периодичностью в 15 секунд. Сестра говорит: «Бежим скорее на балкон и посмотрим, что происходит на улице». Каковы ваши действия?».

На некоторых заданиях могут «посыпаться» и взрослые, считает Юлия Шойгу, а новое поколение скоро будет поправлять бабушек и дедушек, мам и пап в вопросах безопасности.

В учебнике есть темы, которые никогда не изучали наши родители и деды: как знакомиться с документами, которые нам предлагают на подпись в процессе покупки товаров? Какие обязательства можно взять на себя при подписании таких документов? Как обращаться с деньгами, говорить с окружающими на тему денег и снимать крупные суммы в банкоматах?

Пожалуй, впервые детям в курсе ОБЖ рассказывают, как вести себя с человеком, когда он плачет или находится в истерике. Какие приемы психологической самопомощи применить, когда тебе самому страшно. Впервые звучат слова о буллинге, троллинге в социальных сетях, агрессивном отношении сверстников, манипуляции. Безопасность — это безопасность не только в горах, но и в классе, в Интернете, в компании, считают составители.

«Мы сместили акцент в сторону профилактики, — говорит Юлия Шойгу. — В каждом модуле сначала говорится о том, как не попасть в сложную ситуацию, а уже потом — что делать, если все же попал в беду, как минимизировать вред для себя и окружающих».

Хотя современные дети больше времени проводят в городах, обязательным в учебнике ОБЖ остался блок о выживании в автономных условиях. И, судя по периодическим новостям о школьниках, которые самостоятельно выходят из тайги, блок не лишний.

В рекомендациях к привычным «взять компас, спички, нож» прибавился список из советов пополнить баланс мобильного телефона, проверить заряд батареи, взять дополнительные источники питания, надеть одежду со светоотражающими элементами. Разумеется, упомянули и о правилах пожарной безопасности в лесах и особом противопожарном режиме, так как огромное количество пожаров происходит по вине человека.

Учебное пособие по ОБЖ под редакцией Юлии Шойгу учло новые опасности мира

В учебнике отдельно рассказано о том, как правильно и где разводить костер, какие правила нужно соблюдать при их разведении, отдельно сказано о природных пожарах. Еще один популярный вид новостей в наших СМИ — встречи с дикими животными, поэтому несколько абзацев в новом учебнике посвящены тактике поведения при встрече с волком, с медведем, подробно описаны действия и симптомы при укусах животных, насекомых и змей, несколько страниц посвящено укусам клеща – совсем не мифической опасности в российских реалиях. Если при взгляде на некоторые страницы вам придет в голову вопрос «а кому это надо», вспомните, что в России часть населения живет в сельской местности, ходит в горы и леса, попадает в зоны паводков, наводнений, схода сели и лавин.

«На простой тематике можно посмотреть, как от региона к региону меняется характер опасностей, — разъясняет Юлия Шойгу. — В Москве сложно встретить человека, который живет с печным отоплением, но есть регионы, где это нормальное явление. Москвич может поехать в отпуск в деревню с печным отоплением, а деревенский житель может приехать в Москву — и ему не повредят знания о безопасности в метрополитене. Мы постарались отразить и то, и другое, но без адаптации к региону».

Не пошли по пути конкретизации

Пандемия коронавируса, которой раньше не посвятили бы столько внимания, также попала в учебник ОБЖ: в главе о здоровье рассказано о карантине, обсервации, экстренной профилактике, обеззараживании эпидемических очагов инфекции. В качестве одного из самых распространенных инфекционных заболеваний приводится грипп, а коронавирус — хотя и не назван напрямую — но нарисован. Примеры и в этой главе очень современные: ученикам предлагается найти песню группы Bee Gees Stayin’ Alive, темп которой совпадает с рекомендуемым темпам проведения сердечно-легочной реанимации. Указывается, что в США и Европе под эту песню часто тренируются на занятиях по первой помощи.

Юлия Шойгу считает, что в новом учебнике они с коллегами максимально широко представили спектр опасностей, которые подстерегают человека в современном мире.

«Чего мы не сделали: мы в этом учебнике не пошли по пути конкретизации, связанной с особенностями региона, – комментирует Шойгу. – В первую очередь потому, что это требует большой и ответственной работы. Риски различаются от региона к региону, а нашей задачей было в довольно сжатые сроки выбрать, систематизировать и изложить материал, который был бы неизменным для всех».

По словам главы ЦЭПП МЧС РФ, особенно аккуратно приходилось касаться тем, связанных с проявлением конфликтов и насилия.

Новое учебное пособие сейчас проходит экспертизу в образовательном ведомстве, но главной его экспертизой, по мнению составителей, будет сама жизнь.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх