На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Легкие штурмовики AMX A-1 на службе ВВС Бразилии

Материал Федерального агентства новостей о самолете, стоящем на вооружении ВВС Бразилии, и его будущем.

Разработанный для перехвата, непосредственной воздушной поддержки и разведки, бразильский штурмовик AMX A-1 оставался незаменимым более 30 лет службы. Telegram-канал «Крылья войны» рассказывает об этом самолете, его миссиях и что ждет его в будущем.

Зарождение штурмовика АМХ

В 1977 году военно-воздушные силы Италии приступили к разработке нового легкого штурмовика для замены самолетов G.91Y и F-104G/S. После нескольких визитов и переговоров в июле 1981 года было подписано соглашение между Embraer, Aeritalia и Aermacchi в рамках которого предстояло построить шесть прототипов самолета. Бразилия отвечала за производство двух из них. Компания Embraer отвечала за производство 29,7% AMX, итальянская авиакосмическая корпорация Aeritalia — за 46,5%, а Aermacchi — за 23,8%.

Первый AMX был доставлен в Италию в апреле 1989 года. Бразилия же получила свой первый самолет через шесть месяцев для эскадрильи Adelphi — 1-й эскадрильи 16-й авиационной группы на авиабазе Санта-Крус в Рио-де-Жанейро, задачей которой была атака и поддержка с воздуха. AMX изменил правила игры в истории боевой авиации военно-воздушных сил Бразилии. Это был первый самолет, оснащенный головным дисплеем, электронной системой подавления помех и компьютерными системами планирования полетов. Самолет также имел модульную систему для управления авионикой.

На практике, если возникнет проблема в одном из линейных модулей, простая замена модуля сделает самолет доступным для боя в считанные минуты, без необходимости выводить его из состава для технического обслуживания. Кроме того, подготовка самолета к новому полету после посадки занимает около 45 минут, включая дозаправку и снаряжение полезной нагрузкой.

Позже Италия получила еще 136 самолетов, а Бразилия приняла поставку 56 одноместных AMX (обозначенных как A-1A) и двухместных (A-1B). Вооружение в то время включало бомбы семейства Mk.81-Mk.84, 70-мм ракетные установки по 19 ракет каждая и бомбы BINC-300 661lb. По сравнению с учебно-боевым AT-26 Xavante, который мог нести 1482 кг вооружения, AMX сделал скачок в качестве более прочной ударной платформы с большей огневой мощью и точностью.

Летно-технические характеристики АМХ-1

Пограничные операции

В 1993 году пять AMX были впервые использованы за пределами своей базы в Манаусе для поддержки операции «Суруму» после инцидента с Венесуэлой. Самолет пролетел над пограничными территориями, доказывая присутствие ВВС Бразилии даже в отдаленных уголках. В последующие годы эскадрилья участвовала в совместных операциях с другими странами, такими как США. Они атаковали деревянные мосты и подпольные взлетно-посадочные полосы в джунглях Амазонки, а также принимали участие в совместных с ВВС США учениях.

В 1999 году в ходе операции Tapete Verde («Зеленый ковер») AMX пролетел над пограничным районом Колумбии с возможностью нанесения ударов по позициям партизан революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК). Операцию начали после того, как бразильская разведка обнаружила план вторжения РВСК на погранзаставу Querari бразильской армии. Но в итоге бразильцы использовали турбовинтовой штурмовик Embraer EMB-312 Tucano для нанесения авиаударов по этим позициям.

По мере того как происходили новые поставки AMX, Военно-Воздушные силы Бразилии начали укомплектовывать им другие свои эскадрильи. Эскадрилья 3º/10º GAv Centauro получила первый самолет третьей и последней серийной партии. AMX также эксплуатировался летно-испытательной группой ВВС в Сан-Жозе-дус-Кампусе, штат Сан-Паулу. Затем эти самолеты получило подразделение Poker Squadron. Помимо поддержки с воздуха, эта эскадрилья выполняла тактическую разведку.

Наряду с AMX, она также приобрела несколько систем для разведки. На самолет были установлены три модуля разведывательной системы: одна для фоторазведки, вторая для наблюдения за землей с небольшой высоты и третья для разведки на больших высотах. Самолеты обозначаются как RA-1 при выполнении разведывательной миссии и A-1 для других оперативных полетов.

Авиация Бразилии

В 2009 году эскадрилья совершила переход от аналоговых систем к цифровым с прибытием разведывательных систем Rafael Reccelite и модулей обнаружения целей Litening III, что позволило использовать авиабомбы с лазерным наведением Rafael Lizard II, добавив возможность высокоточного удара, которой раньше не было.

В 2016 году ВВС Бразилии решили расформировать подразделение 1º/16º GAv и сосредоточить весь флот AMX в 1º/10º GAv и 3º/10º GAv в Санта-Марии. Некоторые летчики и техники были переведены в эти два подразделения вместе со всем техническим обеспечением, оборудованием и летными тренажерами. И это были не все изменения, происходившие в военно-воздушных силах Бразилии.

Раньше у каждой эскадрильи были свои самолеты, с индивидуальными опознавательными знаками и даже именами пилотов, нанесенными на фюзеляжи самолетов. Однако после реорганизации ВВС тактическая авиация стала использоваться разными летчиками, а индивидуальную маркировку убрали.

Участие в учениях

AMX были сосредоточены в южном регионе Бразилии, но несмотря на это, их можно было наблюдать во многих местах по всей стране в учебных миссиях. Например, в 2018 году эскадрильи были мобилизованы на север страны для участия в обучении по использованию высокоточного вооружения, а также для совместных учений с другими боевыми самолетами, вертолетами и транспортной авиацией. В этих учениях принимали участие США, Канада, Франция, Чили, Перу и Уругвай.

Также бразильские АМХ участвовали в глобальных учениях. В одной из таких миссий был отработан сценарий войны в соответствии со стандартами, установленными НАТО. Была создана концепция, объединяющая самолеты разных стран с различными задачами, функциями, вооружением и характеристиками для выполнения задач нападения, превосходства в воздухе и ведения боя. Целью одной из таких миссий было нанесение ударов по базам и системам ПВО противника.

AMX A-1

Руководителем этой миссии был летчик одной из эскадрилий АМХ, который исполнял обязанности командира и отвечал за координацию действий каждой группы самолетов. Во время последней учебной атакующей операции участвовали истребители Northrop F-5EM, которые сопровождали и обеспечивали действия AMX A-1 из эскадрильи GAV 3º/10º, оснащенные системами Rafael Litening III для наведения управляемых бомб Elbit Lizard II.

Самолеты RA-1 из эскадрильи 1º/10º GAv Poker отвечали за разведку, а также обзор атакованных целей для оценки повреждений. При входе в зону боевых действий эскорт F-5EM использовал ракеты класса «воздух-воздух» Rafael Derby для уничтожения истребителей противника. Понесенные потери позволили AMX A-1 прорваться через зону боевых действий и выполнить все поставленные задачи.

Модернизация AMX и его будущее

Чтобы идти в ногу со временем, ВВС Бразилии подписали контракт на модернизацию своих AMX. Прототип программы — серийный самолет А-1а FAB (Força Aérea Brasileira) 5530 — был доставлен на завод Embraer в Гавиан-Пейшото, штат Сан-Паулу, 30 мая 2007 года. Второй самолет, А-1а FAB 5526, также служил прототипом, совершив первый полет после модернизации 19 июня 2012 года. Самолету установили стеклянную кабину, два современных дисплея 6х8 дюймов и один дисплей 5х5 дюймов, совместимые с системой ночного видения. АМХ получил новую систему для радиоэлектронной борьбы и систему предупреждения о приближении ракет. Еще одной изюминкой является многорежимный радар SCP-01. Его основная функция — обнаружение и сопровождение морских, наземных и воздушных целей.

Программа модернизации первоначально включала 43 самолета, причем первый из них был назначен в эскадрилью 1º/16º GAv Adelphi в 2013 году. Однако из-за задержек по модернизации, а также в связи с заключением контракта на поставку шведских истребителей Saab Gripen E/F, ВВС Бразилии решили сократить количество модернизируемых самолетов до 14 единиц.

В ближайшие годы Бразилия планирует сделать больше заказов на самолеты Saab Gripen E/F. Кроме первой партии из 36 истребителей, часть из которых должны начать достигать боевой готовности с октября 2021 года, ВВС Бразилии планирует приобрести вторую партию из 48 самолетов. В общей сложности их количество составит 84 единицы. Это стандартизирует парк реактивных истребителей только для одного типа самолетов.

Группа ПВО 1º, базирующаяся в Анаполисе, штат Гояс, станет первой эскадрильей, которая будет работать с истребителями Saab Gripen. Ожидается, что эскадрилью 1º/16º GAv Adelphi, которая эксплуатировала AMX в Рио-де-Жанейро до расформирования в 2016 году, восстановят, но уже под использование Saab Gripen.

Все оставшиеся штурмовики AMX в течение следующих десяти лет заменят на новые истребители. Тем самым закончится эпоха легкого штурмовика, который верой и правдой служил бразильским ВВС несколько десятилетий.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Крылья войны», чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх