Как заявил накануне глава МИД Евросоюза Жозеп Боррель, ЕС должен расширить связи со странами Средней Азии для того, чтобы создать «новые транспортные коридоры в Азию, не зависящие от России». По мнению экономистов, сегодня эти планы выглядят несбыточными и труднореализуемыми. Как заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель, Россия и Китай продолжают играть ключевую роль в Средней Азии, однако «очевидно, что страны региона хотят диверсифицировать свои отношения», и якобы даже рассматривают ЕС в качестве «предпочтительного партнера». «Мы должны углубить наши связи с этим регионом и использовать тот огромный потенциал, который он может предложить, с точки зрения поставок энергии, критического сырья и новых транспортных коридоров, не зависящих от России», — считает Боррель. Главный дипломат Евросоюза пояснил — речь идет, прежде всего, о Среднем и Транскаспийском транспортных коридорах. Инвестиции Евросоюза в регион Средней Азии превысили 100 млрд евро за последние десять лет, что намного превосходит инвестиции РФ и КНР, сообщил Боррель. Ранее президент РФ Владимир Путин, выступая на Совещании по взаимодействию в Азии, заявил, что именно страны азиатского региона являются локомотивом мирового экономического роста. «Мир становится по-настоящему многополярным, и весьма заметную роль в этом играет Азия, где крепнут новые центры силы», — указал лидер РФ. Россия, по словам Путина, выступает за развитие Азии и создание единого пространства торгового и инвестиционного сотрудничества. Как напомнил экономический эксперт Борис Кушнирук, Евросоюз уже давно пытается активизировать сотрудничество со странами Средней Азии, чтобы начать получать от них энергоносители в обход России. «Можно вспомнить такой европейский проект из «нулевых», как NABUCCO — газопровод протяженностью 3,3 тысячи километров, который должен был пройти в обход РФ из Средней Азии напрямую в ЕС. Однако россияне его фактически обессмыслили, построив сначала «Северный поток», а потом и «Турецкий поток». При этом Брюссель так и не смог занять активную позицию, и добиться реализации данного проекта», — напомнил аналитик. По словам эксперта, нынешние предложения Борреля выглядят довольно абстрактно, как некие благие пожелания. «Весь вопрос в том, насколько страны Средней Азии могут самостоятельно решать свои внешнеполитические вопросы — не оглядываясь на мнение России и Китая, от которых многие из них серьезно зависят. Самые большие запасы природного газа в Средней Азии находятся в Туркменистане. Но многолетняя пассивная политика ЕС в регионе привела к тому, что практически все ресурсы Туркменистана были «перехвачены» Китаем. И именно китайские энергетические интересы там сейчас доминируют», — отметил Кушнирук. Аналитик напомнил — сегодня уже построен целый ряд газопроводов, ведущих из Туркменистана в КНР, и это крайне важные для Пекина диверсификационные маршруты. «Думаю, в такой ситуации сложно будет убедить официальный Ашхабад направить свой газ в сторону Евросоюза. Потому что, во-первых, однажды Брюсселю это уже не удалось, а во-вторых, сказывается доминирующее влияние Китая. Пекин точно не заинтересован в налаживании подобных поставок природного газа в Европу. Ему намного важнее самому получать этот ресурс, добыча которого туркменами к тому же имеет ограниченные объемы», — сообщил эксперт. Что касается таких стран Средней Азии, как Узбекистан и Казахстан, то с ними, считает эксперт, такие проекты более реальны — по крайней мере, теоретически. «При этом их газопроводы экономически выгодно прокладывать в ЕС по коридору через Россию, но она вряд ли даст на это свое разрешение. Есть и еще один вариант — через Каспийское море, через третьи страны. Но это очень дорогие, а также политически сложные проекты, — отмечает Борис Кушнирук. — Поэтому пока трудно сказать, насколько высока вероятность реализации этой идеи, которая вновь возникла в Евросоюзе. В плане поставок энергоносителей, Брюссель всегда делал главную ставку на партнерство с Россией, которое сегодня находится в кризисе из-за спецоперации на Украине. А поставки газа из Средней Азии всегда рассматривались в ЕС как второстепенные. В итоге Китай давно перехватил инициативу в данном регионе, где также очень сильно влияние России. Так что озвученные Боррелем проекты теоретически могут быть реализованы, но не в ближайшем будущем — возможно, в течение 10-15 лет». Реализация таких проектов, отмечает Кушнирук — это всегда очень длительный процесс. «Такие решения не могут быть согласованы, и тем более реализованы в сжатые сроки. К тому же они требуют огромных затрат на инфраструктуру. Подъездные дороги, мосты, переходы, туннели — все это требуется спроектировать, оплатить и изготовить для того, чтобы такой энергетический коридор заработал. Так что это — вопрос весьма отдаленного будущего. Стоит учесть и то, что нынешний украинский кризис когда-то закончится, поставки ресурсов из России вновь станут актуальны для Брюсселя, и тогда подобное прожектерство вновь уйдет в небытие», — заключил Кушнирук. Напомним, 22 ноября российский холдинг Газпром заявил, что его специалисты зафиксировали «оседание» на Украине российского газа, предназначенного для Молдовы. «Объем газа, подаваемый Газпромом на ГИС «Суджа» для транзита в Молдову через территорию Украины, превышает физический объем, передаваемый на границе Украины с Молдовой», — заявили газовики. Суммарный накопленный объем «оседания» российского газа на Украине, по заявлению Газпрома — 52,5 миллиона кубометров газа. Украина это заявление никак не прокомментировала. Ранее власти Молдовы заявляли о дефиците газа и света в стране. Выяснилось, что в ноябре Газпром подтвердил поставку Молдове лишь 5,7 млн кубометров газа в сутки, что составляет 51% от согласованного ранее контрактного объема.
Свежие комментарии