
Режим самоизоляции в России вынудил многих граждан перейти на дистанционную работу, и их трудовые права должны быть защищены.
Правовая база, позволяющая работать вне офисных помещений, предусмотрена в России уже сейчас. Однако события 2020 года, вынудившие перейти на удаленную работу многих граждан, показали, что этого недостаточно.
Мы уже вступили в новую реальность, и вполне естественно, что трудовые правоотношения также неизбежно «эволюционируют», подстраиваясь под меняющиеся внешние условия.Для начала важно понимать разницу между дистанционной и надомной работой. В отличие от работы на дому, результатом дистанционной работы всегда является интеллектуальная собственность. То есть если вы работаете дома и производите что-то своими руками, то это не дистанционная работа, и регулируется она совсем другими положениями трудового законодательства.
Теперь рассмотрим подробнее действующее законодательство, регулирующее именно дистанционную (удаленную) работу. Общие положения о ней предусмотрены главой 49.1 Трудового кодекса РФ. Под дистанционной работой понимается выполнение функции, определенной трудовым договором, вне подконтрольной работодателю территории. Главным условием такой работы является взаимодействие работника и работодателя посредством использования Интернета. На дистанционных работников распространяются все положения трудового законодательства, но с учетом некоторых особенностей — например, работодатель не обязан проводить для таких работников обучение охране труда.
Но пандемия выявила ряд сложностей в практическом применении действующих положений ТК РФ.
Так, они не предусматривают случаев и порядка оформления перевода на дистанционную работу. Более того, временный перевод на дистанционную работу в принципе не предусмотрен действующим трудовым законодательством: работник или постоянно находится офисе, или все время работает удаленно.
В этой связи нормативная база, принятая еще в 2013 году, использовалась работодателями крайне редко. Год назад заключение трудового договора о дистанционной работе для большинства граждан было чуть ли не экзотикой, а сейчас становится нашей действительностью. Именно поэтому участники трудовых отношений как никогда нуждаются в понятных нормах и по-настоящему эффективном правовом регулировании.
Напомню, что в Государственную думу уже внесен проект федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы». Основной новеллой этого законопроекта является разделение дистанционной работы на три категории: дистанционная работа, временная дистанционная работа и комбинированная дистанционная работа. Последняя категория позволит совмещать трудовую деятельность как в офисе, так и в удаленном режиме — в зависимости от условий трудового договора. Это даст возможность выстраивать более гибкие трудовые отношения, сохраняя при этом все необходимые гарантии работников и работодателей.
Развивая новые возможности удаленной работы, будущий федеральный закон исключит ряд устаревших норм, в том числе обязанность указывать конкретное рабочее место в трудовом договоре о дистанционной работе. То есть теперь, если вы работаете на «удаленке», ваше рабочее место — везде, где есть Интернет. Также все соглашения между работником и работодателем можно будет заключить удаленно посредством электронного документооборота.

Хочу отметить, что предлагаемые изменения существенно защищают права дистанционных работников, поскольку планируется исключить откровенно дискриминационную норму о расторжении трудового договора по инициативе работодателя по предусмотренным трудовым договором основаниям. Можно догадаться, что перечень таких оснований может быть очень широким и зависеть от «фантазии» руководства отдельно взятой организации. Ежегодно суды рассматривают множество трудовых споров, когда работники пытаются бороться с откровенным произволом со стороны недобросовестных работодателей.
И еще одно важное изменение. После принятия федерального закона появится возможность регламентации рабочего времени и времени отдыха дистанционных работников, что не позволит использовать их труд круглосуточно. Работнику больше не потребуется быть на связи «24/7», а любая работа в не оговоренное в трудовом договоре время будет считаться сверхурочной.
Свежие комментарии