На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Нефть за восстановление: почему Ирак вернулся к идее крупной сделки с Китаем

Соглашение Oil for reconstruction было подписано между Багдадом и Пекином в 2019 году, однако в начале 2021 было заморожено.

Премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми поручил правительству приступить к реализации соглашения «нефть в обмен на восстановление», ранее заключенного с Китаем. Это произошло менее чем через два месяца после того, как данный договор был заморожен по инициативе Багдада из-за роста цен на углеводороды.

Международная редакция Федерального агентства новостей разбиралась в условиях соглашения и его потенциальной роли в послевоенном восстановлении ближневосточной республики.

В конце марта в Ираке заявили о стремлении стать «мостом между странами». Для достижения этой цели иракское руководство намерено улучшать отношения как с арабскими государствами (преимущественно Египтом и Иорданией), так и с другими, среди которых приоритет имеет Китай.

Инвестиции за нефть

Упомянутое соглашение было подписано в сентябре 2019 года при бывшем премьер-министре Ирака Аделе Абдул Махди. Договор с Китайской Народной Республикой (КНР) предусматривает финансирование крупных инфраструктурных проектов на иракской территории за счет ответного экспорта определенного объема энергоресурсов.

Договор «нефть в обмен на восстановление» продвигался Абдул Махди в качестве ключевого элемента оживления иракской экономики. По официальным заявлениям, таким образом Багдад ожидает привлечь сотни миллиардов долларов китайских инвестиций в течение следующих 20 лет. Эта сумма превышает все вложения иракских властей в собственную инфраструктуру с 2003 года. При этом выделенные собственные средства в немалой степени были «поглощены» коррупционными схемами.

Соглашение с Китаем вызвало спор между правительством и основными политическими группировками в стране. Прежде всего это было обусловлено тем фактом, что власти не представили условия договора парламенту и СМИ.

По мере роста полемики вокруг сделки ее пункты были раскрыты экономическим советником премьера Музхар Мухаммад Салех. По договору Пекин обязался предоставить Ираку кредит в десять миллиардов долларов на 20 лет. Он бы погашался за счет передачи Китаю сырой нефти в объеме 100 тысяч баррелей ежесуточно. То есть фактически это кредит, при котором Багдад не имеет прямого доступа к денежным средствам.

Кроме того, если Ирак выразит желание увеличить размер кредита, то Китай будет готов предоставить еще 20 миллиардов долларов в обмен на дополнительные 200 тысяч баррелей нефти ежесуточно.

Иракское правительство в свою очередь рассчитывает потратить эти средства на строительство аэропортов, школ, автомобильных и железных дорог, водоочистных сооружений, жилых комплексов, объектов энергетики и т.д. Каждый такой проект должен финансироваться за счет кредита на 85%, и еще на 15% — за бюджетных средств.

При этом за Багдадом остается свобода выбора компаний-подрядчиков, которым предстоит выполнять эти работы. Соглашение лишено каких-либо карательных положений. В случае возникновения спора стороны смогут обратиться в международные арбитражные органы.

При этом дебаты о целесообразности данной сделки до сих пор не утихают в политических кругах Ирака.

Позиция сторонников договора

Иракское руководство преимущественно позитивно воспринимает идею сделки с Китаем. Она рассматривается как «трамплин» для последующего развития страны после десятилетий войн. Так, лишь в 2017 году закончилось открытое вооруженное противостояние с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России).

Нефть за восстановление: почему Ирак вернулся к идее крупной сделки с Китаем

В качестве главного аргумента в пользу договора политики приводят тот факт, что финансирование инфраструктурных проектов через китайские фонды позволит обойти государственную бюрократию и коррупцию. Это позитивно отразится на скорости заключения и выполнения контрактов, а также сможет гарантировать целевой расход денежных средств.

Кроме того, китайские условия кредитования гораздо мягче, чем у Международного валютного фонда. Например, Багдаду не придется сокращать внушительный дефицит бюджета — 32,4 миллиарда долларов. Это обстоятельство становится более ценным на фоне низкого кредитного рейтинга Ирака, связанного с экономической нестабильностью в стране.

Нефть за восстановление: почему Ирак вернулся к идее крупной сделки с Китаем

Критика

Альтернативная же точка зрения на договор гласит, что Китай может получить контроль над выстроенными за его деньги инфраструктурными объектами в стране. В качестве примеров приводятся морские порты Момбаса в Кении, Хамбантота на Шри-Ланке, Доралех в Джибути и Гвадар в Пакистане.

Также критики соглашения указывают на абсолютную невыгодность сделки в случае подорожания нефти на мировом рынке.

Кроме того, по договору китайские подрядчики не обязаны реализовывать проекты в соответствии с требуемыми спецификациями, так же как и не обязаны нанимать для этого иракцев. Таким образом, уровень безработицы в эти десятилетия ощутимо не снизится, поскольку китайская рабочая сила будет обладать монополией при возведении инфраструктурных объектов.

Ветер меняет направление

Договор вступил в силу в 2020 году, однако через год, — в феврале, —  Багдад заморозил выполнение взятых на себя обязательств ввиду подорожания нефти до 60 долларов за баррель и выше.

«Мы считали, что цены на нефть не поднимутся выше 40 долларов, когда объявили об этой сделке. <…> После некоторой экономической стабилизации, вызванной повышением цен на нефть, мы решили заморозить этот вариант», — прокомментировал данное решение министр нефти Ирака Ихсан Абдул Джабар.

Однако менее чем через два месяца после этого в верхах снова активно заговорили о данном соглашении. Вероятно, это связано с давлением на правительство со стороны Ирана.

Дело в том, что сторонники и противники договора являются преимущественно шиитами и суннитами соответственно. К примеру, законодатель Мухаммад Абдулла аль-Харби назвал китайско-иракское соглашение «худшей сделкой в истории», что отражает общую точку зрения «суннитской коалиции» во главе со спикером парламента Мухаммадом аль-Халбуси.

Возможно, интерес шиитского иранского руководства заключается в экспорте собственной нефти по иракским закладным. При подобном подходе Багдад смог бы продавать высвободившиеся 100 тысяч баррелей нефти на мировом рынке, при том заплатив гораздо меньшую цену Тегерану. Это могло бы выразиться в поставках на территорию Ирана материалов и технического оборудования, которые появятся в распоряжении Ирака в ходе выполнения соглашения.

Таким образом, китайско-иракский договор мог бы быть использован Тегераном в качестве лазейки для обхода американских санкций против Ирана. Кроме того, иранские компании получили бы шанс выступить подрядчиками на некоторых проектах.

Просто бизнес

Ирак является лишь небольшим элементом ближневосточной политики Китая. В последние годы Пекин активно продвигает свои интересы в данном регионе. Дело в том, что страны Ближнего Востока, особенно Совет сотрудничества арабских Государств Персидского залива (ССАГПЗ), обеспечивают около трети китайских потребностей в нефти. Кроме того, через эту область пролегают ключевые торговые маршруты.

Ввиду перечисленных обстоятельств, КНР активно инвестирует в инфраструктуру Ближнего Востока, а также продвигает миротворческие инициативы с целью стабилизации региональной обстановки. Так, например, в конце марта министр иностранных дел Китая Ван И высказался в пользу решения йеменского конфликта и палестинского вопроса. Это произошло в ходе визита дипломата в Саудовскую Аравию.

Нефть за восстановление: почему Ирак вернулся к идее крупной сделки с Китаем

Сразу после Эр-Рияда Ван И посетил Оман, где был подписан китайско-оманский договор о снятии визовых ограничений. Также стороны подтвердили курс на расширение совместных инвестиций и наращивание обоюдного туристического потока. К настоящему моменту Пекин является ключевым партнером для Маската, так как китайская доля в оманском экспорте нефти превышает 70%.

Кроме того, в марте было заключено 25-летнее ирано-китайское соглашение, в соответствии с которым Пекин вложит в экономику Исламской Республики от 280 до 400 миллиардов долларов. Договор связал страны взаимными стратегическими обязательствами. Этот шаг также рассматривается в рамках расширения и укрепления торговых маршрутов Китая.

Нефть за восстановление: почему Ирак вернулся к идее крупной сделки с Китаем

Восстановление или долговая яма?

Разумеется, вливание 10 миллиардов долларов в экономику Ирака не решит проблему послевоенной реконструкции страны. Ранее в Багдаде заявляли, что для этого требуется не менее 88 миллиардов долларов.

При этом в стране много лет подряд наблюдается дефицит бюджета, и более того — соответствующий законопроект на 2021 год был принят лишь сегодня. Задержка связана с дебатами вокруг объемов нефти, которые курдская автономия должна поставить Багдаду.

Таким образом, правительству затруднительно выделить значительную сумму на восстановление инфраструктуры. В то же время китайский кредит может стать как раз такой массой «свободных» денег. Честное же исполнение поставок нефти в КНР способно убедить китайское руководство в договороспособности Багдада, что в последствии создало бы предпосылки для инвестиций в страну по примеру Ирана или ССАПГЗ.

Нефть за восстановление: почему Ирак вернулся к идее крупной сделки с Китаем

Однако в самом Ираке существуют опасения по поводу того, что созданные на эти деньги активы будут работать преимущественно на Китай, в то время как у Багдада появится новый долг при сохранении текущего плачевного положения экономики.

Однако у Ирака нет более привлекательных вариантов, так как главный союзник — США, не предлагают ничего подобного. При этом уцелевшая инфраструктура в стране продолжает ветшать, и затягивание решения этой проблемы будет способствовать лишь углублению деградации государства.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх