
После
длительного ремонта и модернизации, субмарина получила на вооружение ракеты
«Калибр».
Недавно
стало известно о том, что старейшая подводная лодка Черноморского флота Б-871
«Алроса» после длительного ремонта и модернизации возвращается в строй.
«Алроса» на ЧФ — корабль легендарный. Долгое время эта субмарина являлась
единственной российской боеспособной субмариной на Черном море.
В результате
модернизации «Алроса» получила на вооружение ракеты комплекса «Калибр», так что
возвращение в строй подводного ветерана придется ЧФ очень кстати.
История
большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 877В (шифр
«Палтус») Б-871 началась 17 мая 1988 года, когда эта субмарина была заложена на
заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде под строительным номером 607.
«Палтусы»
относились к третьему поколению отечественных ДЭПЛ и стали наиболее
совершенными «дизелюхами» советского ВМФ. В частности, они стали первыми ДЭПЛ
нашего Флота с корпусами, имеющими «дирижабельную» форму, то есть форму с
оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных
отверстий. Кроме того, подводные лодки проекта 877 получили одновальную
энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения, а
также мощный комплекс вооружения в составе 6 торпедных аппаратов. Боекомплект
лодки включал 18 торпед или 24 мины.
Основополагающим
качеством любой субмарины является скрытность, которая напрямую зависит от
того, насколько шумной является подлодка. Тут «Палтусы» были на высоте! Лодки
проекта 877 являлись самыми малошумными отечественными субмаринами, что
объяснялось отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов,
характерных для атомных подводных лодок, так и весьма шумных дизельных
двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнялось
выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса ДЭПЛ.
Витоге «восемьсот семьдесят седьмые», за уровень шума более низкий, чем
естественные шумовой фон океана, западные военные специалисты прозвали «черной
дырой»,
ДЭПЛ со
строительным номером 607 серьезно отличалась от своих «сестер». Ее единственную
создавали по модернизированному проекту 877В, в индексе которого буква «В»
означала «водомет». Вместо гребного винта новая ДЭПЛ была построена с
водометным движителем, что сделало Б-871 самой тихой из всех подлодок проекта
877. Словом, это была «суперчерная дыра»!
10 сентября
1989 года Б-871 была спущена на воду. В ноябре того же года самая тихая
подлодка ВМФ СССР по внутренним водным путям перешла на Черное море, которое
было сочтено наиболее подходящей акваторией для испытаний ДЭПЛ с водометным
движителем. По итогам этих испытаний предполагалось принять решение о
целесообразности дальнейшего строительства субмарин проекта 877В. Однако вскоре
СССР распался, что поставило крест на планах тиражирования уникальных ДЭПЛ с
водометным движителем. Стране стало банально не до этого. Ну, а Б-871, введенная
в строй 1 декабря 1990 года, стала самой современной субмариной Черноморского
флота. Этот факт, конечно, не остался без внимания украинских националистов, в
начале 90-х уже вовсю «качавших» тему создания ВМС Украины путем «отжима»
кораблей и береговой инфраструктуры ЧФ.
13 марта
1992 года произошла попытка захвата Б-871 с принятием частью команды присяги на
верность Украине. Однако благодаря вахтенным матросам, забаррикадировавшимся в
моторном отсеке, и решительным действиям старшего помощника командира лодки,
захват Б-871 был пресечен. Украинский флаг над субмариной поднят не был.
Распад СССР
привел к резкому сокращению расходов на военные нужды, что спровоцировало
массовый вывод из состава ЧФ ДЭПЛ старых проектов. Следствием этого процесса,
«удачно» дополненного разделом кораблей ЧФ между Москвой и Киевом, стало то,
что Б-871 на долгие годы стала не только самой современной подлодкой
Черноморского флота, но и… единственной действующей.
Чтобы в
условиях хронического недофинансирования сохранить наиболее современные корабли
ЧФ в боеспособном состоянии, командование ВМФ ввело практику шефства. В ее
рамках российские области, города, общественные или коммерческие организации брали
«под свое крыло» вымпелы Черноморского флота, за свой счет обеспечивая их не
только оргтехникой, но и, иной раз, топливом, а также средствами на ремонт.
Так,
например, за счет финансовой помощи правительства Москвы удалось закончить в
Николаеве ремонт ракетного крейсера «Слава», который в противном случае, из-за
больших задолженностей ЧФ перед николаевскими корабелами, могла бы прибрать к
рукам Украина. Это событие несомненно сыграло свою роль в том, что 16 мая 1996
года крейсер переименовали в «Москву».
Что же до
Б-871, то шефство над ней взяла российская группа алмазодобывающих компаний
«Алроса», чье название являлось сокращением словосочетания «Алмазы России —
Саха». В январе 2004 года, в благодарность за шефскую помощь, к
буквенно-цифровому обозначению лодки Б-871 было добавлено наименование
«Алроса».
Кое кто ворчал,
что, мол, после прецедента с «Алросой» на ЧФ могут появиться боевые корабли
«Газпром», «Роснефть» и тому подобное. Пересуды эти вскоре стихли, а слово
«Алроса» настолько органично приросло к подлодке, что почти перестало
восприниматься черноморцами как название коммерческой организации. По крайней
мере, автор этих строк лично слышал на Графской пристани Севастополя, как
местный экскурсовод объяснял туристам, что «Алроса», это «красивое греческое
слово времен древней Эллады».
Экипаж
единственной ходовой лодки Черноморского флота работал, что называется, на
износ. Б-871 буквально не вылезала из походов и разнообразных учений,
неоднократно завоевывая приз ГК ВМФ по торпедной атаке морской цели. Без отрыва
от боевой подготовки, субмарина стала «кинозвездой», трижды поучаствовав в
съемках художественных фильмов. Интенсивное использование подлодки дало о себе
знать 21 ноября 2009 года, когда в ходе выполнения Б-871 учебных задач в
акватории Черного моря произошел отказ двигательной установки. В Новороссийск
субмарина вернулась на буксире…
Было
понятно, что Б-871 требуются капремонт и модернизация. Однако до того момента,
пока ЧФ не начнет пополняться новыми ДЭПЛ, оставлять Черноморский флот без хотя
бы одной ходовой подлодки командованию очень не хотелось. Поэтому, наскоро
«подлечившись», «восемьсот семьдесят первая» вернулась в строй.
Возможности
начать строительство новых ДЭПЛ для ЧФ у России нашлись лишь в 2010 году, когда
на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге стартовало строительство шести «дизелюх» проекта 636.3 (шифр «Варшавянка»). От «Палтусов» «Варшавянок» отличал
новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная
информационно-управляющая система, а главное — возможность использования не
только торпед и морских мин, но и ракет комплекса «Калибр-ПЛ», что кардинально
повышало боевой потенциал подлодок проекта 636.3.
В ноябре
2013 года первая из серии черноморских «Варшавянок» — Б-261 «Новороссийск» — была
спущена на воду. Это дало возможность летом 2014 года «Алросу» наконец-то
отправить на ремонт и модернизацию, которыми занялся 13-й судоремонтный завод в
Севастополе.
Первоначально
планировалось вернуть «Алросу» в строй уже в 2015 году, но все получилось
иначе. Точно по графику в состав 4-й Констанцской ордена Ушакова отдельной
бригады подводных лодок начали поступать 6 новейших «Варшавянок», Это сняло
необходимость скорейшего возвращения в строй «старушки» «Алросы» и,
одновременно, поставило на повестку дня вопрос о дальнейшей судьбе Б-871.
С появлением
на Черном море полудюжины «Варшавянок», наличие в составе ЧФ единственного
«Палтуса» становилось уже не обязательным. При этом «Алроса» очень пригодилась
бы Балтийскому флоту в роли «плавучей парты» для экипажей «Варшавянок»,
строительство которых на «Адмиралтейских верфях» продолжалось. Правда, для такого
переформатирования Б-871нужно было «подтянуть» навигационную и
информационно-управляющую систему, а также комплекс вооружения «дизелюхи»
проекта 877В до уровня ДЭПЛ проекта 636.3. Иными словами, «Алросу», как
минимум, требовалось превратить в «калиброносца», что и было решено реализовать
на практике.
Существенно
выросшие, по сравнению с изначально предполагаемыми, объемы модернизационных
работ, продлили присутствие «Алросы» на 13-м судоремонтном заводе вплоть до
весны 2022-го. Только 16 мая текущего года подлодка покинула заводскую акваторию и заняла свое
штатное место у причала в Южной бухте Севастополя.
«Заводчане
выполнили большой объем работ, в результате которых «Алроса» не только
отремонтирована, но и обрела новые боевые и технические возможности. Они ставят
субмарину в один ряд с шестью лодками, пришедшими на Черноморский флот в
последние годы», — отрапортовали на 13-м судоремонтном заводе, тем
самым впервые публично намекнув на то, что Б-871, подобно «Варшавянкам»,
получила на вооружение ракетный комплекс «Калибр-ПЛ».
Предстоящее после надлежащих испытаний возвращение в строй «Алросы» для Черноморского
флота будет очень кстати. В условиях продолжающейся специальной военной
операции, а также закрытых Анкарой турецких проливов, любое пополнение
корабельного состава ЧФ для командования Флота окажется на вес золота. А уж
пополнение с ракетами «Калибр» и неуязвимое для поступающих на Украину из-за
границы ПКР – тем более! Поэтому вполне ожидаемым стало озвученное 17 июня в российских СМИ решение ВМФ не торопиться с
отправкой «Алросы» на Балтику, а оставить подлодку на Черном море. По крайней
мере — до завершения СВО.
«В
результате ремонта и модернизации старейшая черноморская лодка «Алроса» стала
носителем ракетного комплекса «Калибр-ПЛ» и вошла в состав четвертой отдельной
бригады подлодок. Планировавшийся ранее перевод [ДЭПЛ] на Балтийский флот более
неактуален», — сообщил СМИ источник в силовых структурах Севастополя, прямо
подтвердивший факт появления на подлодке ракетного комплекса.
В завершении
повторюсь — возвращение обновленной «Алросы» в строй произойдет очень
своевременно. Осталось дождаться успешного завершения подлодкой испытаний,
после чего ветеран ЧФ наверняка включится в процесс «калибровки» целей на
украинском ТВД.
Свежие комментарии