На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Индия вспоминает «черный день» вторжения в Кашмир

Первая прокси-война в истории Индии стала причиной кровавого конфликта с Пакистаном.

22 октября 1947 года, через два месяца после разделения Индии и Пакистана, вооруженные отряды пуштунских племен вторглись на территорию княжества Кашмир. Были убиты тысячи мужчин, женщин и детей. До сих пор неизвестно точно, что послужило причиной нападения и кто был его вдохновителем — Индия обвиняет Пакистан, Пакистан называет произошедшее «индийской провокацией», более умеренные исследователи полагают, что нападавшие просто принадлежали к воинственным горным племенам.

Подробнее о событиях того дня и их последствиях в современном мире — автор Telegram-канала «Индия Сегодня».

Первая в истории «прокси-война»

С 1947 года вопросы прокси-войны и проходящей через Кашмир линии контроля стали неразрывно связаны с самим существованием государств Индия и Пакистан. Сам термин «линия контроля» появился в международном праве именно в связи с кашмирским конфликтом — в 1972 году, во время индийско-пакистанских переговоров после войны 1971 года.

«Неофициальная война» особенно выгодна Пакистану — Индия обладает военным превосходством, которому Карачи с трудом мог бы противостоять при попытке прямого военного вторжения для аннексии спорных территорий в Кашмире. Пакистан постоянно использует религиозный вопрос — ислам в Кашмире радикализуют, чтобы надолго создать Нью-Дели головную боль без особых затрат со своей стороны.

Сформулированная премьер-министром Зульфикаром Али Бхутто военная доктрина Пакистана — «обескровить Индию тысячей мелких порезов» — получила свое полноценное воплощение в ситуации на пакистано-индийской границе.

Свергнутый президент Пакистана Зульфикар Али Бхутто

Через 70 лет после «Черного дня» в октябре 1947 года кашмирская «линия контроля» остается милитаризованной зоной, через которую в Индию регулярно проникают террористы. В этой войне нет победителей. Вести переговоры о мире просто не с кем. Мирное население страдает как от действий террористов, так и во время армейских операций. Социальное и экономическое развитие региона заморожено.

Что произошло в октябре 1947 года?

Шесть вооруженных отрядов пуштунских племен выдвинулись по главной дороге из Музаффрабада в Шринагар через Домель, Ури и Барамуллу. Их целью было захватить аэродром и двигаться дальше к перевалу Баньял.

Карта вторжения пуштунских племен

Две группы двинулись от Хаджипирского перевала к Гульмаргу, а другая двинулась от Титвала через Настачхунский перевал, чтобы захватить Сопоре, Хандвару и Бандипур. Еще несколько нападений произошло к югу от хребта Пир-Панджал в районе Пунча, Бхимбара и Равалкота с целью захвата Джамму. Затем захватчики достигли Барамуллы и приблизились к столице региона — Шринагару.

Ситуация стала настолько угрожающей, что махараджа Кашмира Хари Сингх обратился к Нью-Дели за военной помощью. Джамму и Кашмир объединились с южным соседом. До этого момента в долине считали, что Кашмир выберет независимость, а не присоединение к Пакистану или Индии. Индийская армия была немедленно направлена в Кашмир и вступила в бой 27 октября 1947 года. К 13 ноября индусы взяли под свой контроль Шринагар, Барамуллу и Ури.

Махараджа Хари Сингх

О том, как к происходящему относилось спасенное от пуштунского джихада население, ярко говорит тот факт, что до 2020 года в Джамму и Кашмире отмечали как «Черный день» именно 27 октября — день, когда индийские войска высадились в долине. Однако в этом году, знаменуя перемены в статусе Джамму и Кашмира, Министерство культуры отмечает «Черный день» 22 октября — в день начала вторжения пуштунов и подготовки к Первой индийско-пакистанской войне.

Индийские историки и исследователи считают 22 октября 1947 года началом первой индийско-пакистанской войны. Именно тогда начался вооруженный конфликт в Кашмире, ставший отправной точкой политических противоречий в регионе, не решенных до сих пор.

Последствия вторжения

При разделе Британской Индии Кашмир был одним из крупнейших княжеств. Как и остальные государственные образования, он имел возможность присоединиться к Индии или Пакистану, либо объявить независимость. У махараджи Хари Сингха из Кашмира был такой же выбор, но он не смог принять решение.

Проблема заключалась в том, что правящие круги Кашмира принадлежали к индуистской религии, а большинство населения — к мусульманской. Много сторонников было и у идеи создания независимого государства Кашмир — ведь, как уже упоминалось выше, это было одно из крупнейших и богатейших княжеств. На этом фоне вторжение пуштунских племен и учиненная ими резня, а также непосредственная угроза захвата племенами столицы княжества, города Шринагар, вынудили махараджу подписать документ о присоединении к Индии.

Пейзаж в Гилгит-Балтистане

Индийская армия успешно разгромила вооруженные отряды пуштунов — но после этого в бой против «индийских захватчиков» вступил Пакистан.

Прекращение огня между странами было достигнуто только в июле 1949 года при посредничестве ООН. Тогда же на карте событий появилась «линия прекращения огня». Примерно одна треть Кашмира теперь принадлежала Пакистану, а две трети — Индии. В последующие годы было три крупных войны с Пакистаном, в частности война 1971 года, после которой «линия прекращения огня» была переименована в «линию контроля» в рамках более крупного политического урегулирования. Линия контроля стала фактически «санитарным кордоном», основанным на военных реалиях и политических требованиях.

Карта конфликта в Джамму и Кашмире

Отмена особого статуса

370-я статья Конституции предоставляла Кашмиру беспрецедентную автономию внутри Индии. Правительство Нарендры Моди отменило ее 5 августа 2019 года. Штат был разделен на две территории — Джамму и Кашмир и Ладакх. Для предотвращения возможных беспорядков в связи с отменой автономии в штате была введена полная блокада — жители лишены права выходить из домов, остановлен въезд и выезд гражданских лиц из штата, Интернет и телефонная связь отключены. Такой режим продолжался более семи месяцев — не работали магазины, школы, государственные учреждения.

Из рая несказанной природной красоты Кашмир превратился в пейзаж из проволочных заграждений и бетонных бункеров.

Индийские военные на улицах городов Джамму и Кашмира

Конфликт в тупике

Очевидно, что противостояние Индии и Пакистана в Кашмире зашло в тупик. Военные в Карачи не могут отказаться от прокси-войны, с помощью которой контролируют политику, позволяющую реализовывать свои экономические и политические интересы. «Освобождение Кашмира и унижение Индии» — важный национальный приоритет для Пакистана. Кашмирский политик Мухаммад Шаффи Куреши хорошо выразился, когда сказал, что пакистанская армия «кормила тигра слишком долго, чтобы теперь он просто ушел».

Кашмир — одна из самых милитаризованных зон на планете Земля

У Индии тоже есть свой «тигр» — она попала в ловушку постоянного контроля, когда кажется, любое ослабление военного присутствия приведет к эскалации военных действий. Отмена статьи 370 и разделение штата Джамму и Кашмир на централизованно управляемые подразделения дестабилизировали и без того уязвимые демократические процессы, превратив регион в кипящий котел. Чтобы изменить ситуацию, Нью-Дели постепенно вносит изменения в законы о домициле (месте постоянного жительства), стремясь изменить демографию региона. Однако результат этого процесса способен проявится только годы спустя.

Главная опасность в прокси-войне заключается в том, что через некоторое время прокси начинают действовать в соответствии со своими собственными интересами и импульсами. Найдет ли Нью Дели выход из геополитического тупика или «прокси-война» однажды превратится в настоящий ядерный конфликт — покажет время. До тех пор некогда богатый и процветающий регион остается одной из горячих точек Земли.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх