Спецкорреспондент ФАН Аббас Джума рассказывает о перспективах разрешения пограничного спора Афганистана с Пакистаном.
Федеральное агентство новостей (ФАН) негативно относится к идеологии и деятельности террористических организаций. Сведения об их целях и действиях приводятся исключительно для информации и не являются пропагандой.
Падение Кабула в августе прошлого года в Исламабаде встретили бурными овациями. Пакистанцы праздновали победу афганских талибов («Талибан» — движение, запрещенное в России), рассчитывая на то, что с «Исламским эмиратом Афганистан» наконец получится сблизиться и подружиться. Когда талибы сформировали, мягко говоря, странное правительство, не включив в него ни нацменьшинства, ни женщин, единственный, кто горячо поддержал боевиков, был Пакистан, призвавший мир признать новую власть в Афганистане и начать оказывать ей финансовую помощь.
Оно и понятно, Исламабад оказал непосредственное влияние на формирование афганского кабмина. Так, в прошлом году в Кабул приехал ни много ни мало глава межведомственной разведки Пакистана (Inter-Services Intelligence, ISI) генерал Фаиз Хамид.
DG ISI Lt.General Faiz Hameed accompanied by FM Shah Mehmood Qureshi once again landed at #Kabul Afghanistan on the invitation of the Government of #Afghanistan#Pakistan pic.twitter.com/qH0azrVCq2
— Naheed Tariq (@NahdT5)
По мнению экспертов и ряда СМИ, его главной целью было продвинуть в правительство пропакистанских членов «Сети Хаккани» (террористическая организация, запрещена в РФ) и не дать нелояльному Абдуле Гани Барадару, просидевшему когда-то три года в пакистанской тюрьме, занять главенствующую позицию.
Затем при посредничестве афганских талибов пакистанские власти решили сблизиться с террористами, годами истязавшими страну. Речь идет о местной радикальной группировке «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ).
Впрочем, перемирие продлилось недолго, и 2022 год начался с новой волны кровопролития — за один только январь терактов в Пакистане произошло больше чем за весь прошлый год.
Дальше-хуже
Помимо деятельности членов ТТП, между Пакистаном и Афганистаном существует еще одна проблема — демаркация границы.
Так, недавно афганские пограничники принудили пакистанских рабочих остановить работы по возведению ограды вдоль границы между государствами. За инцидентом последовал обмен гневными заявлениями между официальными лицами. По словам пресс-секретаря талибов Забихуллы Муджахида, вопрос границы до сих пор не решен, поэтому строительство ограждения может расколоть людей по обеим сторонам». На это в Исламабаде возразили, мол, ограда будет стоять, так как это «ограда мира и спокойствия».
#Pakistan - #Afghanistan Border will be completely secured in the coming days,
— Pakistan Armed Forces ???????? (@PakistanFauj)
Pak-Afghan border Fence, a historic project nears completion,#FC #PakistanArmy #DGISPR #ISPR pic.twitter.com/AlTcKW9sOT
Из истории вопроса
Так называемая «Линия Дюранда» была проведена в 1893 году между Британской Индией и Афганистаном. Участвовали в этом тогдашний афганский правитель Абдур Рехман Хан и секретарь индийской колониальной администрации сэр Мортимер Дюранд.
В 1947 году Индия обрела независимость и Пакистан унаследовал «Линия Дюранда». Кабул в свою очередь отказывается признать включение территорий пуштунских племен в состав Пакистана. Правительство Афганистана даже выступило против принятия Пакистана в члены ООН в 1947 году.
Итак, конфликт не решен по сей день. Талибы не собираются идти на территориальные уступки. Максимум, что удалось сторонам — это облегчить механизм пересечения границы и торговли.
#Pakistan, #Afghanistan to form high-level committee to address dispute over #durandline, which brought #Taliban & #Pakistani border security forces at loggerheads pic.twitter.com/Ty27OFIA9d
— TheSouthAsianTimes (@TheSATimes)
Афганские и пакистанские талибы
В Исламабаде утверждают, что за 15 лет члены ТТП вместе с «Аль-Каидой» (террористическая организация, запрещена в РФ) и рядом других связанных с ними группировок убили 80 000 пакистанцев и нанесли экономический ущерб в размере более 150 миллиардов долларов. При этом большая часть руководства ТТП базируется в Афганистане. Из Кабула пакистанским талибам оказывается всевозможная помощь. И сегодня эта поддержка возрастает по мере укрепления «Талибана» в Афганистане.
Все дело в том, что афганские талибы хотят держать ТТП как можно ближе, дабы не допустить массового перехода ее членов в «Исламское государство» (террористическая организация, запрещена в РФ) , открыто противостоящее «Талибану».
Учитывая это и то, что перемирие между ТТП и властями Пакистана провалилось, эксперты ожидают нарастания напряжения в отношениях между Пакистаном и Афганистаном.
Раскол неизбежен
Пограничный спор между странами пока не решен и нет никаких оснований полагать, что это произойдет в ближайшее время. Это может породить очередные инциденты на границе.
Пакистану также вряд ли удастся достигнуть каких-либо договоренностей с ТТП. Новые теракты заставят пакистанское руководство начать давить на афганских талибов. А если под угрозой окажутся китайские активы, то Пекин точно найдет способ воздействовать на Исламабад с тем, чтобы тот разобрался со своими афганскими партнерами.
Нет также никакой уверенности в том, что у Пакистана хватит сил заставить афганских талибов прекратить взаимодействие с ТТП. И это делает надежды на стабильность в регионе все более и более прозрачными.
Свежие комментарии