На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Судьба отношений Ирана со странами Персидского залива решается на переговорах в Вене

В Иране считают, что соглашение по ядерной сделке может быть достигнуто в ходе следующего раунда переговоров в Вене.

Соглашение о возобновлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе может быть достигнуто в ходе следующего раунда венских переговоров. Такую точку зрения выразил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи.

«Замглавы МИД Ирана отметил, что мы ближе к соглашению, чем когда-либо, и выразил надежду, что в ходе следующего этапа переговоров [стороны] смогут прийти к соглашению, хотя гарантировать это нельзя», — говорится в Telegram-канале дипломата.

Стороны диалога провели очередную официальную встречу 20 июня.

Согласно сообщению постпреда РФ в Вене Михаила Ульянова, совместная комиссия по СВПД решила сделать перерыв, чтобы дать переговорщикам возможность проконсультироваться со столицами перед седьмым раундом переговоров.

По словам российского дипломата, прогресс был достигнут по всем частям проекта нового соглашения, а после старта следующей серии переговоров потребуется еще две недели на решение технических вопросов в связи с редактированием документа.

С апреля Иран и другие подписавшие соглашение стороны пытаются найти точки соприкосновения, чтобы возобновить реализацию СВПД. Договор был заключен в 2015 году в рамках решения вопросов по снятию санкций США, Евросоюза и ООН с Тегерана в обмен на ограничения ядерной программы.

Представители стран-участниц сделки также проводят отдельные консультации с делегацией Соединенных Штатов, которые в 2018 году заявили об одностороннем выходе из договора. 

Тогда Вашингтон заявил, что сделка дала Тегерану слишком большое послабление санкций в обмен на незначительные ядерные ограничения. Штаты ужесточили санкции против исламской республики, в частности, в отношении ее нефтяной промышленности.

Оптимизм против настороженности

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф также выразил оптимизм по поводу продолжающихся переговоров в Вене, предположив, что соглашение может быть достигнуто еще до того, как новоизбранный президент Эбрахим Раиси вступит в должность в августе.

«Переговоры продолжаются прямо сейчас, пока мы говорим» — сказал Зариф журналисту канала Al Jazeera в ходе сессии Дипломатического форума в Анталье 19 июня. — «Текст становится все чище и чище. Скобки снимаются».

Оптимистичный тон Зарифа несколько контрастировал с осторожностью, высказанной Михаилом Ульяновым еще 17 июня.

«За последние пару дней мы достигли большей ясности в отношении одного из самых спорных вопросов — плана реализации (кто, что и когда должен делать). Однако некоторые сложные и трудоемкие темы все еще остаются нерешенными», — написал тогда в своем Twitter-аккаунте российский дипломат.

При этом Ульянов указал на то, что условия сделки все же могут быть согласованы в ближайшей перспективе.

«Соглашение о восстановлении ядерной сделки находится в пределах досягаемости, но еще не завершено», — сообщил он в соцсети 19 июня.

Министерство иностранных дел Франции также заявило 16 июня, что между сторонами все еще существуют значительные разногласия.

Представитель Госдепартамента США Нед Прайс 17 июня в очередной раз озвучил позицию Вашингтона, согласно которой венские переговоры достигли прогресса с момента их начала в апреле. При этом он добавил, что сложности остаются, в связи с чем трудно установить временные рамки, когда может закончиться нынешний раунд диалога.

 В МИД Ирана позицию США не разделяют.

«Большинство наших проблем носят когнитивный характер», — сказал Зариф на форуме в турецкой Анталье. «Проблема в том, что Соединенные Штаты должны прийти к признанию того, что именно они вышли из сделки с некой целью, и эта цель не была достигнута».

Вашингтон не должен преследовать цели, которых он не смог достичь с помощью экономической войны, в вопросе возобновления сделки, считает Зариф. По его мнению, именно это и есть когнитивная трансформация, через которую Штатам необходимо пройти.

Ожидания от Раиси

В любом случае будущее переговоров как по ядерной сделке, так и по налаживанию отношений со странами Персидского залива будет зависеть от администрации консерватора Эбрахима Раиси, одержавшего победу на президентских выборах 19 июня.

Политик пообещал добиться смягчения санкций и заявил, что будет уважать любые государственные обязательства, взятые при предыдущем президенте, включая СВПД. При этом избранный президент отметил, что планирует сформировать сильное правительство, чтобы направить ядерное соглашение в правильное русло.

Перспективы улучшения отношений между шиитским Ираном и суннитскими арабскими монархиями Персидского залива могут зависеть от прогресса в восстановлении ядерного соглашения Тегерана с мировыми державами.

Арабские страны испытывают глубокую озабоченность насчет ядерной программы Ирана, а также по поводу его политики на мировой арене и в регионе. Руководства этих государств рассматривают Тегеран как одну из главных внешних угроз и выступают категорически против того, чтобы в регионе появилась ядерная держава.

В частности, в 2018 году Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия поддержали решение Дональда Трампа о выходе из СВПД. По мнению этих стран, сделка не гарантирует, что Иран откажется от использования ядерного оружия в будущем.

Кроме того, государства Персидского залива обеспокоены «стремлением Ирана к региональной гегемонии», которое правительство этой страны якобы реализует через поддержку «Хезболлы», ХАМАС, «Ансар Аллах» и других организаций. В список разногласий можно также отнести и постепенное налаживание отношений между рядом арабских стран, включая ОАЭ и Бахрейн, и Израилем — непримиримым врагом Ирана.

Несмотря на значительный спектр недопониманий, Абу-Даби установил контакт с Тегераном в 2019 году. Эр-Рияд также проводил тайные переговоры с исламской республикой при посредничестве Ирака, при этом главной темой обсуждений значился йеменский кризис. В рамках этого конфликта Иран и коалиция во главе с Саудовской Аравией поддерживают противоборствующие стороны.

По мнению аналитиков, приход к власти Эбрахима Раиси может усложнить процесс налаживания отношений между Тегераном и арабскими монархиями.

«Иран теперь ясно дал понять, что он склоняется к более радикальной и консервативной позиции», — считает аналитик из ОАЭ Абдулхалек Абдалла. — Тем не менее Иран просто не в состоянии стать еще более радикальным, потому что обстановка в регионе становится очень трудной и опасной».

Несмотря на очевидно холодное отношение членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) к Раиси, ОАЭ, Оман, Кувейт и Катар уже поздравили будущего президента Ирана с победой на выборах. Лишь Саудовская Аравия и Бахрейн пока воздержались от комментариев на этот счет.

«Если венские переговоры увенчаются успехом и положение дел в отношениях с Америкой улучшится, то при сторонниках жесткой линии у власти, которые близки к Верховному лидеру (аятолла Али Хаменеи — прим. ред.), ситуация может наладиться», — считает председатель Исследовательского центра Персидского залива Абдулазиз Сагер.

По мнению аналитика Женевского центра политики безопасности Жана-Марка Рикли, возобновление ядерной сделки и отмена санкций США в отношении Тегерана придадут импульс политике Раиси, ослабят экономический кризис в исламской республике и предоставят рычаги влияния на переговоры со странами Персидского залива.

Действительно, налаживание отношений — в интересах всех сторон. После выхода США из ядерной сделки конфликты Тегерана с арабскими странами лишь усугубились. Именно поэтому ни Иран, ни члены ССАГПЗ не хотели бы возвращения к напряженности 2019 года, когда исламская республика задержала несколько танкеров в водах Персидского залива и атаковала нефтяные объекты Саудовской Аравии. За этими событиями последовало убийство высокопоставленного генерала Касема Сулеймани по приказу властей США в 2020 году — трагическое событие для всего Ирана.

«Саудовцы поняли, что они больше не могут полагаться на американцев в обеспечении своей безопасности. Они убедились, что у Ирана действительно есть средства давления на королевство путем прямых нападений, а также с помощью «йеменского болота», — добавил Жан-Марк Рикли.

Тем не менее нынешний президент США Джо Байден потребовал от Тегерана «обуздать» свою ракетную программу и прекратить поддержку лояльных Ирану сил на Ближнем Востоке, что является ключевым требованием арабских стран Персидского залива.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх