На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Батискаф Стоктона Раша «Титан», фактически, был обречен

Что ж, теперь, когда гибель подводного обитаемого аппарата Titan, использовавшегося для доставки туристов к обломкам трансатлантического лайнера Titanic, из предположительной перешла в разряд подтвержденной, можно попробовать разобраться в механизме случившейся трагедии.

Специалист по авиастроению и маркетингу

Начать, как ни странно, следует с великолепных советских/российских батискафов «Мир-1» и «Мир-2», способных погружаться на 6500 метров, благодаря чему эти аппараты могли достигать глубин, на которых расположено почти 99 % дна Мирового океана. Именно задействование наших «Миров» позволило американскому режиссеру Джеймсу Камерону снять блокбастер «Титаник» и документальный фильм «Призраки бездны: Титаник», что, помимо прочего, способствовало взрывному росту интереса состоятельных туристов и любителей экстрима к месту упокоения знаменитого трансатлантика. При этом аренда «Миров» и немногочисленных иностранных обитаемых аппаратов, способных погружаться к «Титанику», являлась для частных лиц либо запредельно дорогой, либо вообще невозможной. В этих обстоятельствах американский инженер-предприниматель Стоктон Раш, ранее специализировавшийся на пилотировании самолетов и авиастроении, решил, что у него есть отличный шанс заработать на организации туристических туров к «Титанику». Правда, для этого требовалось построить подводный аппарат, способный заниматься «частным извозом» на глубину 3750 метров, где на дне Северной Атлантики находились обломки лайнера. Несмотря на отсутствие у него соответствующего опыта, Стоктон Раш принялся с энтузиазмом претворять задуманное в жизнь. В 2009 году он основал частную компанию OceanGate Inc., подразделение которой (OceanGate Expeditions) должно было заниматься организацией туров The Titanic Survey. Одновременно Раш приступил к проектированию и постройке подводного обитаемого аппарата Titan. Название аппарата, выбранное в рекламных целях так, чтобы оно одновременно намекало на материал, из которого изготавливался корпус «частного извозчика», и перекликалось с «Титаником», указывало на то, что Раш неплохо владел основами маркетинга. Увы, в конструировании глубоководных аппаратов американец разбирался куда меньше, да и средств на создание «Титана» Рашу откровенно не хватало. Поэтому строился Titan чуть ли не в гараже и получился отнюдь не столь великолепным, как это описывалось в рекламных проспектах.

«Хочу остаться в памяти новатором»

Генеральный директор OceanGate Inc. Раш решил отказаться от использования сферической формы обитаемого отсека как наиболее оптимальной для глубоководных погружений, ибо та не позволяла американцу разместить в «Титане» больше пары туристов. В результате форма корпуса «Титана» стала напоминать то ли стручок, то ли банан. Зато в этом «банане» могли уместиться пилот и целых четыре туриста. Правда, места внутри обитаемого отсека все равно было в обрез и людям приходилось сидеть прямо на полу. Жесточайшая экономия на всем и вся вынудила создателя «частного извозчика» лишить «Титан» многого из того, что считалось по меркам конца XX — начала XXI века категорически необходимым для глубоководного аппарата, включая полноценную систему навигации под водой и систему аварийного всплытия посредством сброса балласта из дроби и/или основной аккумуляторной батареи. Пилот управлял «Титаном» с помощью… геймпада, ориентируясь на сообщения оператора гидролокатора, находившегося на базовом судне. То есть без связи с поверхностью аппарат сразу превращался под водой в «слепого щенка». При этом установленное на аппарате оборудование звукоподводной связи было весьма посредственным по своему качеству и характеристикам. В качестве балласта для своего «частного извозчика» Раш использовал… бетонные столбы. Что еще? Для изготовления обитаемого отсека, призванного выдерживать гигантское давление воды на больших глубинах, вместо традиционной стали Раш использовал сочетание углеродного волокна и титана. Так конструкция получалась легче, а, главное, дешевле. Правда, Рашу указывали на то, что титан, в отличие от стали, ведет себя в условиях неизбежных при погружениях/всплытиях перепадов давления куда более непредсказуемо, чем сталь. Однако американец эти замечания проигнорировал, сославшись на то, что у него «все просчитано и безопасность аппарата гарантирована». Мало того, гендиректор OceanGate Inc. даже гордился придуманными им «инновациями». «Хочу остаться в памяти людей новатором. Кажется, генерал Макартур сказал: ”Тебя запомнят по тем правилам, что ты нарушил”. Что ж, мне пришлось нарушить кое-что, чтобы это построить. Но я был вооружен логикой и отличными инженерными решениями. Например, есть правило: не бери углеродное волокно и титан. А я взял! Правила, что ты нарушил, прокладывают новый путь, по которому потом пойдут другие, пойдет общество. Для меня это и есть новаторство!», — не без пафоса заявил Раш в одном из своих интервью. «Титан» не имел всплывающего аварийного буя, способного подать сигнал бедствия, обозначить местонахождение подводного аппарата, а также обеспечить спасателям связь с экипажем «Титана». Вход в аппарат осуществлялся через люк, который мог быть открыт и закрыт только снаружи и на борту базового судна. То есть, даже если аппарат находился на поверхности океана, пилот и туристы были лишены возможности самостоятельно покинуть обитаемый отсек «Титана».

Подводный аппарат был обречен

Резюмируя, можно сказать, что «частный извозчик» Раша представлял собой на деле не батискаф, а максимально оптимизированную по затратам импровизацию на тему батискафа. Добавлю — созданную по принципу «я ее слепила из того, что было». Расчетное время автономности подводного обитаемого аппарата по емкости АКБ и запасам кислорода составляло 96 часов, а официальная предельная глубина погружения, согласно рекламе OceanGate Inc., достигала аж 4 тысяч метров. При этом опытные специалисты, которым доводилось лично «пощупать» изделие Раша, не раз давали понять гендиректору OceanGate Inc., что они бы никогда не рискнули погружаться «на этой штуке» глубже двух км. От этих замечаний Раш смело отмахивался. Ну и да, какого-то тестирования/лицензирования у специализированных компаний/организаций, «Титан» после завершения его постройки в 2021 году ни разу не проходил! Почему? Во-первых, потому что район гибели «Титаника» находился в международных водах, вне юрисдикции какого-либо государства. Соответственно, там «Титан» мог погружаться без какой-либо сертификации, а его пилоту, которым, конечно, должен был быть Раш, не требовалось специальной лицензии. Во-вторых, Раш неизменно продолжал экономить на всем, не исключая тестирования, лицензирования и сертификации. В-третьих, создатель «Титана», которому самонадеянности было не занимать, продолжал всем твердить, что у него «все просчитано». В общем-то, с таким «чудесным» бэкграундом «Титан», фактически, был обречен. Тем удивительнее, что в мире нашлось (и немало!) состоятельных людей, готовых заплатить сотни тысяч долларов ради того, чтобы на «частном извозчике» Раша нырнуть к «Титанику», то есть туда, где присутствовало давление почти в 380 атмосфер. Еще удивительнее, что «Титан» сумел успешно совершить целые два погружения к обломкам трансатлантика.

Гонка, которая уже не могла помочь

Увы, бесконечно играть в «русскую рулетку» с глубиной было невозможно. Третий тур The Titanic Survey закончился тем, что 19 июня 2023 года в 5:13 мск, когда «Титан» опустился глубже 3 тысяч метров, под нарастающим давлением воды корпус аппарата «схлопнулся». То, что еще миллисекунду назад являлось «частным извозчиком», превратилось в россыпь обломков, которые упали на дно примерно в 200 метрах от носовой части затонувшего «Титаника». Пять человек, находившихся в «Титане» - Стоктон Раш, британский миллиардер Хэмиш Хардинг, французский акванавт Поль-Анри Нарголе, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд, а также его 19-летний сын Сулейман — погибли мгновенно. Находившийся на базовом судне оператор гидролокатора обнаружил исчезновение отметки «Титана», но не придал этому значения, посчитав, что аппарат стал невидим на фоне руин корпуса «Титаника». Пропажа связи с «Частным извозчиком» на базовом судне тоже никого не взволновала, ибо проблемы со звукоподводной связью периодически наблюдались и во время двух предыдущих погружений аппарата. Прошло несколько часов, пока наверху, наконец, догадались, что с «Титаном» случилось какое-то ЧП. Далее в Канаде и США, наперегонки с истекающим расчетным временем автономности подводного обитаемого аппарата, начал раскручиваться «маховик» спасательной операции. То, что эта гонка уже никак не могла помочь «Титану», спасатели не знали вплоть до обнаружения 22 июня на океанском дне обломков подводного аппарата. А вот специалисты ВМС США, зафиксировавшие утром 19 июня подводный взрыв в районе нахождения обломков «Титаника», о гибели аппарата Раша знали с самого начала. Однако поскольку их аппаратура являлась секретной, ВМС США решились озвучить имевшуюся у них информацию лишь после того, как спасатели наткнулись на обломки «Титана»… Вывод? С океаном не шутят. Тем более — при погружении на 3750 метров и при давлении почти в 380 атмосфер. Если вы дадите глубине малейший шанс убить вас, она это сделает без промедления. И чем легкомысленнее вы будете относиться к подводному космосу, тем более жестокой окажется за это расплата.

 

Ссылка на первоисточник
наверх