Государства Ближнего Востока известны поражающими воображение постройками современности.
Эмиратская компания Ithra Dubai заявила о достройке верхней части одной из башен One Za’abeel в Дубае. Ожидается, что облицовочные работы на небоскребах завершатся к концу года, после чего внимание будет обращено на их интерьер.
Этот объект власти ОАЭ уже окрестили «мегапроектом», который призван будет составить конкуренцию своим предшественникам вроде легендарной башни Бурдж-Халифа.Международная редакция Федерального агентства новостей изучила самые впечатляющие строительные проекты современности на Ближнем Востоке, а также разобралась в мотивации государств, возводящих подобные конструкции.
В первую очередь следует отметить, что каждое здание несет определенную практическую функцию: жилищную, хозяйственную, производственную и т.д. Параметры построек, как правило, обусловлены задачами, заранее возлагаемыми на них. Однако в некоторых случаях сооружения имеют размеры, явно избыточные для выполнения их практической задачи.
Архитектурный (не инженерный) гигантизм вырастает из стремления к демонстрации статуса и благосостояния, а также технологического уровня. Это и есть «корни» грандиозных сооружений, «вырастающих» из земли по всему миру. Ближневосточные страны лишь подтверждают эту закономерность.
Эмираты — необузданные амбиции
One Za’abeel
Данный проект обошелся государству в один миллиард долларов и сейчас находится на поздних этапах постройки.
Он состоит из двух строений, соединенных горизонтальной консолью. В башне А высотой 304 метра будут расположены офисные помещения и рекреационные зоны, в то время как в 241-метровом здании B предусмотрены 57 этажей жилых блоков. По консоли же будет осуществляться переход между двумя частями объекта. Кроме того, в ней появятся рестораны, видовой бассейн и магазины.
A unique large-scale operation was carried out in #Dubai last year. Builders lifted the longest horizontal #cantilevered #structure in the world weighing 8,500 t 100 m above the ground between the two towers of One Za’abeel Complex!????????https://t.co/yfcLR9EZWq@ithradubai pic.twitter.com/IvuZ6WMxjh
— Ruslan Baisarov (@Ruslan_Baisarov)
Под зданиями предусмотрены несколько уровней парковки, между ними пролегает автотрасса.
Примечательно, что консоль поднималась четыре дня сотней кранов со скоростью 5 метров в час.
Бурдж-Халифа
Башня стоимостью в полтора миллиарда долларов была достроена в 2010 году. Высота небоскреба — 828 метров (163 этажа), из них 180 метров приходятся на шпиль.
Здание является доминантой делового центра в Дубае и вмещает в себя отель, жилые квартиры, офисы, торговые центры и даже зеленые насаждения (газоны, парки). Для их полива используется сложная система сбора конденсата, объем которого составляет около 40 миллионов литров ежегодно.
Burj Khalifa fact #BurjKhalifa pic.twitter.com/RVpHDohXFs
— official_interesting_fact (@ManishKumar98i)
В здании действуют 57 лифтов, а в системе вентиляции используется аромат, специально разработанный для Бурдж-Халифа.
Пальмовые острова
Еще одним крупным проектом является цепь искусственных архипелагов, обошедшихся Объединенным Арабским Эмиратам в 12 миллиардов долларов и достроенных в 2013 году.
Острова задумывались как крупнейшая зона развлечений на Аравийском полуострове: на 560 гектарах искусственной суши размещаются эксклюзивные жилые пляжные виллы и апартаменты, пристани для яхт, аквапарки, рестораны, торговые центры, спортивные сооружения, оздоровительные курорты, пляжи, бары и отели.
???? Landmarks from #space (1/6)
— Airbus Space (@AirbusSpace)
Can you recognise the two man-made islands shaped as palm trees? ????
Share your answer in the comment section below! ⬇️#spacematters #earthfromspace pic.twitter.com/XFIMe1C3xV
Пальмовая форма для островов была выбрана ради увеличения длины береговой линии. Кроме того, были высажены свыше 12 тысяч пальм, предварительно выращенных в Дубае.
Саудовская Аравия — Эдем в барханах
Неом
Самым колоссальным мегапроектом на Ближнем Востоке (возможно, и во всем мире) является сооружение города «нового будущего». О начале постройки было объявлено на высшем правительственном уровне в 2017 году.
По задумке Неом появится на побережье Красного моря, «захватив» часть его акватории. Общая площадь составит 26 500 квадратных километров. На территории города предполагается размещение передовых технологических производств и стартапов, а также научных центров; электропитание будет основано исключительно на ветряной и солнечной энергии.
???? Meet The Line – Saudi Arabia's 105-mile strip city with no cars, roads or carbon emissions ????
— Telegraph Business (@telebusiness)
It's yet another scheme dreamt up by Crown Prince Mohammed bin Salman as part of his £400bn Neom desert settlement project.@BenGartside takes a closer look: https://t.co/JnVvZ9GMbr pic.twitter.com/O0fjlmHn2y
Бюджет проекта оценивается в 500 миллиардов долларов, первая стадия его реализации уже начата: построен аэропорт Неом Бэй, оборудованный сетью 5G. Однако в 2020 году процесс постройки был приостановлен ввиду пандемии коронавируса.
Город будет обладать собственным налоговым и трудовым законодательством, а также автономной судебной системой.
Бурдж-Джидда
Менее масштабным, но все же амбициозным проектом Саудовской Аравии является 1007-метровый небоскреб стоимостью 20 миллиардов долларов.
Здание рассчитано на единовременное размещение 80 тысяч человек. На 167 этажах запланированы гостиница, офисы, торговые центры, апартаменты.
Le projet vs ce qu’il en est depuis 2017 mdrr #jeddahtower ???????? pic.twitter.com/lZx40OFZy2
— Augustin (@augustusdolls)
Предполагалось, что возведение башни завершится к 2020 году, однако в 2018-м стройка была заморожена из-за уголовного процесса в отношении ее главных спонсоров. В настоящий момент конструкция представляет собой каркас в 65 этажей.
Изначальный план подразумевал постройку здания высотой в 1609 метров, однако после анализа почв было решено сократить этот параметр до одного километра.
Абрадж аль-Бейт
Один из самых тяжелых комплексов зданий (более четырех миллионов тонн) стоимостью 15 миллиардов долларов был построен в «сердце» исламского мира — Мекке — для единовременного принятия до 100 тысяч паломников.
Abraj Al Bait
— BonPla.cat (@bonplacat)
The Abraj Al-Bait (Arabic: أبراج البيت, romanized: ʾAbrāǧ al-Bayt "Towers of the Ho...
https://t.co/k3KnpTKlGX#bonplacat #goodplan #travel pic.twitter.com/svlT1yyyM3
Сооружение возведено в 2012 году, высота самой крупной башни достигает 601 метра. Длина стрелок самых больших и высотных часов в мире составляет 17 и 22 метра (часовая и минутная соответственно). В семи башнях расположены четырехэтажный торговый пассаж, автостоянка на 800 машин и конференц-центры.
Полумесяц, весящий 107 тонн, разделен на несколько помещений, одним из которых является самая высокая в мире комната для молений.
Турция — в интересах бизнеса
Грандиозные архитектурные сооружения Турции относятся к ушедшим эпохам. В настоящий момент Анкара нацелена на реализацию проектов, главной целью которых является не столько демонстрация статуса, сколько потенциальная прибыль в будущем.
Международный Стамбульский Финансовый Центр
В настоящий момент строительные работы выполнены более чем на две трети; общая стоимость проекта составляет около 2,6 миллиарда долларов.
Istanbul Financial Center would offer special incentives, drawing on model of Dubai International Financial Center, a financial #freezone https://t.co/MJ7DdVDrGM
— Free Zone Watch (@FreeZoneWatch)
Финансовый центр возводится в районе Умрание города Стамбул — в азиатской части города. Площадь, занимаемая комплексом зданий, достигает 2,5 миллиона квадратных метров. По плану проект включает в себя социальные и финансовые учреждения, объекты городской инфраструктуры, в том числе — Главное управление недвижимости и здание Центрального банка Турции, превосходящее самые высокие здания Европы. Кроме того, возводятся конгресс-центр и культурный центр, гостиницы, торговые центры, школы, мечети, полицейские и пожарные станции. В общей сложности создаются 150 тысяч новых рабочих мест.
Предполагается, что комплекс позволит Стамбулу стать конкурентом таких финансовых центров, как Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг и Цюрих.
Мармарай
Проект, соединяющий Европу и Азию под проливом Босфор, был открыт в 2013 году. Его стоимость составила 5 миллиардов долларов.
Длина тоннеля достигает 13,6 километра, причем его подводная часть — 1,4 километра. Он рассчитан как на пассажирские перевозки, так и на грузовые: предполагается, что в будущем Мармарай станет ключевым звеном в торговом маршруте из Великобритании в Южную Корею.
‘Toward An Undersea Tunnel Connecting Japan and Korea: Lessons from the Eurotunnel and the Marmaray Tunnel.’ International Highway project. Zoom Webinar: 8 am (BST), Mon, April 26th, 2021 Mr Kajikuri, #UPF Japan, Prof Nishikawa, Prof Rodger Vickerman & Ms Gözde Dizdar pic.twitter.com/QHmqlVpj0X
— Robin Marsh (@rtmarsh)
Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах ниже уровня моря, что делает его вторым в мире по глубине залегания.
Ирак — заявка на состоятельность
Несмотря на крупные нефтяные запасы данной ближневосточной республики, она переживает тяжелый финансовый кризис, во многом связанный как с признанной коррумпированностью правительства, так и с чередой разрушительных военных конфликтов. Последним из них является противостояние с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), развернувшееся на территории самого Ирака и принесшее разрушения на сумму не менее 88 миллиардов долларов.
Небоскреб «Невеста»
Об амбициозном проекте самого высокого в мире архитектурного объекта (1152 метра) было заявлено в 2015 году, а в качестве даты предполагаемого окончания постройки приводился 2025 год. Однако этим планам едва ли суждено сбыться в назначенный срок.
По плану комплекс должен состоять из четырех объединенных башен, по своей композиции напоминающих вуаль. Именно поэтому небоскреб получил такое название.
A new tower is to be built in Iraq. At 3,780 feet 'The Bride' will tower over the 2,723 foot #BurjKhalifa in #Dubai. pic.twitter.com/pn6gjRpaMc
— Ridge (@RidgeLLP)
Предполагается, что это будет своеобразный «вертикальный город», включающий в себя офисы, квартиры, парки, магазины, отели и даже внутреннюю железную дорогу. Комплекс должен самостоятельно обеспечивать себя электроэнергией благодаря солнечным батареям, установленным на 6225 квадратных метрах внешних стен.
Небоскреб «Невеста» занимает центральное место в плане перестройки города Басра. Сейчас проект существует лишь в виде чертежей, а его стоимость официально не оглашалась.
Очевидно, что у Ирака существуют куда более насущные проблемы, чем постройка небоскреба-гиганта, и можно сделать вывод, что строительные работы откладываются на неопределенный срок. Как минимум — до стабилизации экономического положения государства.
Иран — культурная революция
Тегеранский книжный сад
Один из самых крупных архитектурных проектов республики после Исламской революции 1979 года — самый большой в мире книжный магазин, открытый в 2017 году. Однако таковым он считается лишь формально: под крышей огромного комплекса располагается целый учебный городок. Иранское руководство не раскрыло стоимость постройки данного комплекса.
Walking in the #garden, you will find #books rather than plants! Here is #Tehran Book Garden, a place for everyone from children to adults. You can stroll in the garden for hours and enjoy its comforting environment.#Iran pic.twitter.com/QKZqo6pJmG
— ifilm English (@iFILMEnglishWeb)
На площади 110 тысяч квадратных метров находятся выставочные помещения, конференц-залы, офисы, а также сам «книжный сад». Он, в свою очередь, разделен на книжные магазины, художественные выставки, театры и кинотеатры.
Был создан научный центр со множеством программ, ориентированных на обучение детей и формирование у них навыков работы с информацией без помощи интернета. Примечательно, что комплекс предоставляет несовершеннолетним иранцам бесплатный удаленный доступ к оцифрованным версиям содержащихся в нем книг.
Катар — город будущего
Лусаил
Данный мегапроект по своей идее схож с саудовским Неомом. Новый город площадью 38 квадратных километров создается с 2006 года в 15 километрах от Дохи.
Лусаил вместит в себя около полумиллиона человек, тем самым смягчив проблему перенаселенности. Но главное — современный город должен привлечь высококвалифицированную рабочую силу, что необходимо для диверсификации экономики и ухода от нефтяной зависимости. В настоящий момент бюджет проекта оценивается приблизительно в 50 миллиардов долларов.
Развитие Лусаила ускорилось после того, как Катару выпало право принимать у себя чемпионат мира по футболу в 2022 году. В городе пройдет открытие мероприятия, а также первый и последний матчи. Сейчас к нему уже протянуты ветка метро и железная дорога, а внутригородской транспорт представлен развитой трамвайной системой.
#InnovationofChangsha
— Changsha (@ChangshaCity)
On April 5th, ZOOMLION’s 8-ton tower crane TC8039-25 roofed Lusail Stadium, the main venue where the FIFA World Cup Qatar 2022 will be held. This is a new construction milestone for ZOOMLION in the “Belt and Road” countries. pic.twitter.com/NH3dlzDZJV
Проект предусматривает создание одной из крупнейших в Персидском заливе гаваней, четырех искусственных островов, парка развлечений и поля для гольфа, торговых центров, апартаментов и гостиниц, прогулочной набережной и множества иных культурных объектов.
Кризис, связанный с пандемией коронавируса, несколько замедлил развитие Лусаила, однако не заморозил. В настоящий момент город полноценно функционирует.
Сады в пустынях
Некоторые мегапроекты являются порождением амбиций, состоятельности, вытекающей из нее статусности и желания продемонстрировать ее же.
Так, например, «гонка небоскребов» является явным свидетельством соперничества между странами, так как не существует объективных причин для возведения строений, простирающихся на километр ввысь. Напротив, постройка и обеспечение функционирования подобного здания подразумевает большие издержки. Способность выдержать данные затраты и является для всех окружающих демонстрацией богатства. Точно также заявка на объект подобного уровня при неспособности его реализовать свидетельствует о больших экономических сложностях.
Iraq’s water crisis is lurking around the corner, and its potentially cataclysmic impact on the country means it could easily surpass other existing crises with major geopolitical implications. https://t.co/7ZcZZRTIT6
— Ranj Alaaldin (@RanjAlaaldin)
В то же время гигантизм других проектов обусловлен практической необходимостью. Небоскреб, пусть и самый выдающийся, не может решить проблему перенаселения, диверсификации экономики или объединения двух сторон света под морем. Однако грандиозные по своей задумке города будущего и подводные тоннели на подобное способны.
Свежие комментарии