Министр обороны Японии Таро Коно заявил о закрытии программы строительства двух объектов противоракетной обороны.
Японские средства массовой информации распространили заявление министра обороны Таро Коно о том, что 24 июня 2020 года на Совете национальной безопасности было принято решение о закрытии программы строительства двух объектов противоракетной обороны в префектурах Акита и Ямагути.
Здесь, по договору с США, в целях противостояния ракетно-ядерной угрозе со стороны Северной Кореи предполагалось возвести станции радиолокационного контроля, а также огневые позиции противоракет американского комплекса ПРО Aegis Ashore. Стоимость каждой системы составляла порядка 890 миллионов долларов, а ввод в строй и постановка на боевое дежурство предполагались к 2023 году.Решение о прекращении программы Aegis Ashore японская сторона объяснила дороговизной проекта и техническими проблемами. В момент принятия решения о развертывании данных комплексов в 2017 году стоимость объектов не вызывала отторжения, однако впоследствии затраты стали расти, что и стало вызывать нарекания у ряда японских политиков и экономистов.
Кроме того, жители префектур Акита и Ямагути неоднократно высказывали беспокойство по поводу размещения на этих территориях объектов повышенной опасности, проводили митинги протеста, что вело к росту социальной напряженности в обществе и, как следствие, нашло поддержку в оппозиционных политических кругах, «оседлавших» данную протестную повестку.
Учитывая мнение населения, правительство и Минобороны рассматривали даже вариант размещения противоракетных объектов на специальных плавучих платформах, однако такое размещение вело к еще большему увеличению затрат, от которых все же было принято решение отказаться. Отчасти Минобороны могло с этим согласиться также и потому, что в составе японского императорского флота на вооружении имеется четыре эсминца типа «Конго» («Конго», «Кирисима», «Мёко» и «Тёкай») и два эсминца типа «Атаго» («Атаго» и «Асигара»), оснащенных противоракетной системой Aegis с соответствующим количеством противоракет, которые способны решать задачи ПРО. В силу своей мобильности эсминцы могут быстро нарастить группировку сил противоракетной обороны на любом угрожаемом направлении, что делает их более оперативным инструментом борьбы, нежели стационарные комплексы.
Тем не менее не следует забывать, что США буквально требуют от Японии развернуть наземные комплексы ПРО, максимально приближенные к Северной Корее и Китаю, явно преследуя собственные цели, желая встроить эти два комплекса в единое информационное поле национальной системы ПРО. Причем за деньги Японии. В июле 2019 года президент США Дональд Трамп во время визита в Страну восходящего солнца потребовал от Японии четырехкратного увеличения расходов на содержание американских военных баз, размещенных на японских островах. В натуральном исчислении Трамп требовал «всего» 8 миллиардов долларов в год, в противном случае угрожая вывести из Японии американские войска.
Однако было бы неправильным считать, что, отказываясь от наземных комплексов противоракетной обороны, которые могли бы противостоять северокорейским ракетно-ядерным угрозам, Япония не рассмотрела бы какие-то иные варианты локализации потенциальных угроз.
И точно! Тот же самый министр обороны Японии Таро Коно тем же самым ртом, которым он говорил про закрытие программы наземных пунктов ПРО, рассказал о планах принятия на вооружение Сил самообороны Японии ударного оружия, способного уничтожить не ракеты (как в случае с ПРО), а, собственно, сами пусковые установки на северокорейской территории. По словам главы японского оборонного ведомства, в настоящее время в стране разрабатывается стратегия нанесения превентивного удара по ракетным объектам в Северной Корее.
Эксперты полагают, что столь радикальное изменение японской военной концепции с оборонительной на наступательную вызовет серьезную озабоченность у стран — соседей Японии, в первую очередь это относится к Китаю и России, с которыми у Японии имеются политические и территориальные противоречия.
Слова японского военного министра означают, что Япония рассматривает возможность принятия на вооружение ракет малой и средней дальности, понимание угроз которых в свое время привело СССР и США к принятию договора об ограничении данного вида вооружения, впрочем, с недавних пор утратившего свою силу. Следствием этих действий может стать создание в Китае и России группировок сил, назначенных для уничтожения новых японских наступательных средств из-за опасения применения этих средств по своим национальным территориям.
Таким образом, Япония готова запустить очередной виток гонки вооружений и добавить военной напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Свежие комментарии