Проблемы в иракской экономике назревали в течение нескольких десятилетий.
Багдад, 3 августа. Премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми заявил о запуске административных и исполнительных механизмов для реализации программы экономических реформ.
Преобразования являются частью так называемой «Белой книги» — стратегии по модернизации Ирака с упором на противостояние коррупции и расточительству.
План включает в себя дорожную карту по реформированию экономики, первой стадией реализации которого и являлось создание упомянутых механизмов управления, надзора, мониторинга и оценки. Официальное начало процесса относится к февралю текущего года.«Белая книга»
Стратегия структурных изменений в иракском хозяйстве разработана Кризисной группой по финансовым и налоговым реформам. Во вступлении к документу говорится, что текущее положение в экономике государства хоть и усугубилось падением цен на нефть и пандемией коронавируса, фундаментальные причины кризиса уходят корнями в предыдущие десятилетия.
Факторы подрыва экономики
В качестве ключевой причины проблем приводится расширение роли государства в хозяйстве и введение командной экономики. В 1970-х гг. произошла национализация крупнейших предприятий для последующей перекачки средств в военную сферу. В 1980-1990-х гг. на это наложились отсутствие стратегического планирования, бесхозяйственность, неэффективное управление, коррупция и «ошибочная политическая идеология».
The Gulf War in the Middle East began 31 years ago today.
— Veterans Affairs CA (@VeteransENG_CA)
After Iraq invaded Kuwait, Canada joined an American-led international coalition of 35 countries to liberate Kuwait.
Learn more: https://t.co/X8M3ERZ0D4#CanadaRemembers pic.twitter.com/oQLW4oahrT
После событий 2003 года, когда на территорию республики вторглись войска США, государство не смогло создать диверсифицированную экономику, как это предусмотрено конституцией. В результате значительная часть населения «перетекла» в государственный сектор, и траты бюджета на выплаты зарплат, социальных пособий и пенсий выросли в пять раз в реальном выражении с 2004 по 2020 годы; эта статья бюджетных расходов по сей день является самой быстрорастущей. За тот же период производительность труда повысилась всего на 12%, а уровень жизни — на 28%.
В настоящее время в стране насчитывается около 4,5 миллиона работников государственного сектора и 2,5 миллиона пенсионеров.
Упадок частного сектора
Неспособность государства надлежащим образом следить за исполнением законов, милитаризация общества и коррупция привели к тому, что малый и средний бизнес представлены лишь небольшими нефтяными, телекоммуникационными, транспортными, строительными, гостиничными и текстильными фирмами, а также розничной торговлей. При этом большинство из них находится в зависимости от государственных заказов.
In total of 190 countries, Iraq has won 172 degrees in the easy business in this country!
— Zeki Al Saadi (@SaadiZeki)
It was already 171 but down to 172 means business was harder than country!
Some rules need to be created to achieve Iraq target in business development. pic.twitter.com/LXtshbHULO
Усугубление кризиса
К усугублению вышеописанных проблем, по мнению комитета, привели следующие факторы:
• обвал нефтяных доходов;
• влияние COVID-19;
• бесхозяйственность и отсутствие планирования;
• слабость финансовых институтов;
• отсутствие современных согласованных систем управления государственными доходами;
• неэффективный и устаревший банковский сектор;
• сложные и устаревшие государственные процедуры (гипертрофированная бюрократия, — прим. ред.);
• разрушение инфраструктуры и расходы на войну с террористами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ);
Almost four years after the liberation of Nineveh’s Tal Afar district from ISIS control, feelings of marginalization, neglect and exclusion persist among communities in the region. Read the latest from Osama Gharizi and Joshua Levkowitz: https://t.co/m63bK1vPEy
— U.S. Institute of Peace (@USIP)
Стратегические цели
В первую очередь должны быть решены проблемы дефицита бюджета и неустойчивости экономики с тем, чтобы создать базу для реализации широких преобразований в следующие пять лет. Предполагается достичь стабильности рядом мероприятий:
• сокращением дефицита бюджета с 20% до 3% ВВП и расходов на заработную плату с 25% до 12,5%;
• сбором тарифов на электроэнергию со всех потребителей на основе реальной цены топлива на мировом рынке;
• возвращением украденных коррупционерами и выведенных из Ирака денег;
• увеличением поступлений от таможенных и налоговых сборов;
• реформированием пенсионного фонда Ирака;
• реформированием систем финансового управления;
• пересмотром текущего обменного курса доллара по отношению к динару (деноминация, — прим. ред.).
#Iraq’s Finance Minister visits Riyadh: #Saudi Arabia agreed to lend Iraq $3 billion to cover the budget deficit and secure the salaries of employees and retirees, as well as providing energy at very low prices instead of high price import from #Iran. (1) pic.twitter.com/iH7bCYP3Nf
— Zeidon Alkinani (@z_alkinani)
Бизнес
Предусматривается также поддержка предпринимательства с тем, чтобы сокращаемые госслужащие «перекачивались» в частный сектор. Основные усилия на этом направлении должны выразиться в следующем:
• модернизация и оздоровление финансового сектора;
• модернизация и реабилитация банковской системы, поддержка развития частных банков, реформирование государственных банков и внедрение Основной банковской системы в банках Rafidain и Rasheed.
• ускорение развития услуг электронного банкинга;
• создание новых товарных и валютных рынков;
• поддержка формирующих экономику секторов — сельского хозяйства, нефте- и газодобычи и т.д.;
• создание фонда поддержки частного сектора, упрощение бюрократии и предоставление другой нефинансовой помощи;
• создание рабочих мест в частном секторе и поддержка малых и средних предприятий;
• принятие национальной стратегии в области образования и профессиональной подготовки, которая увязывает результаты образования с будущими потребностями рынка труда;
Young Iraqis discouraged by high levels of corruption and unemployment are now seizing their chance to get involved in the political process.
— Crisis Group (@CrisisGroup)
Will the upcoming October elections return their faith in Iraqi democracy? ⇊https://t.co/4ajXRYxCch
Инфраструктура
Комитет уделил особое внимание развитию цифровой коммуникации, «Белая книга» в данном направлении предусматривает:
• повышение эффективности и улучшение работы всех частей электроэнергетического сектора Ирака;
• внедрение передовых технологии 4G, и подготовка к внедрению 5G;
• модернизация нормативно-правовой базы транспортного сектора и поощрение частных инвестиций в транспорт;
• развитие промышленных городов и свободных зон в Ираке;
Earthlink telecommunication company @iraqftth is a fast-Growing Fiber Network Provider in Iraq focusing on Speed and Customer Service.
— Fiber Connect Council MENA (@FConnectMENA)
To know more follow the link https://t.co/mx7hGPM9Ir pic.twitter.com/ZzJbdL4LZn
Социальная сфера
• улучшение водоснабжения как питьевого, так и для орошения, а также завершение проектов и сетей в области санитарии;
• строительство 1000 новых школ;
• реформирование системы социального обеспечения;
• создание единой и финансово устойчивой пенсионной системы для всех иракцев, независимо от того, работают ли они в государственном, частном или смешанном секторе;
• завершение и осуществление проекта закона о медицинском страховании для обеспечения того, чтобы все иракцы имели доступ к основным медицинским услугам;
No beds, medicines running low and hospital wards prone to fire; #Iraq’s doctors say they are losing the battle against the coronavirus. And they say that was true even before a blaze killed scores of people in an isolation unit this week. Read more here: https://t.co/6GA5I5ZD14 pic.twitter.com/DM2yi7X4a4
— Iraq Solidarity News (@iraqsolidarity)
Управление
• пересмотр и внесение изменений в законодательство по части государственных контрактов;
• внедрение систем электронного управления для усиления надзора за государственными контрактами и сбором налогов, а также пошлин;
• работа со специализированными международными следственными организациями по возвращению крупных сумм денег, незаконно вывезенных из Ирака;
• завершение проекта по созданию Национального информационного центра для содействия внедрению государственных электронных услуг и автоматизации процедур получения ключевых документов, гражданства, а также доступа к пенсиям и социальному обеспечению;
• внедрение электронной подписи во всей системе государственного управления и постепенный отказ от бумажных транзакций;
Initially oil majors saw Iraq as the next great oil boom Then they got tired of the bureaucracy red tape corruption etc Now some are starting to leave https://t.co/Wm0OnCore3
— Joel Wing (@JoelWing2)
На сегодняшний день ближневосточная республика вряд ли может похвастаться развитыми социальными и экономическими структурами. Официальный уровень безработицы в Ираке в 2021 году находится на отметке 13,74%. В стране также много лет подряд растет дефицит бюджета, так как доходы от продажи нефти — основной статьи поступлений — не покрывают затраты на содержание раздутого госаппарата. Уцелевшая сквозь десятилетия войн инфраструктура сильно изношена, а ее модернизация усложняется коррупцией на всех административных уровнях.
При этом руководство страны публично заявляет о запуске масштабных инфраструктурных проектов — вроде строительства собственной первой АЭС с восемью ядерными реакторами и мощностью до 11 гигаватт или возведения грандиозного порта в Басре. Между тем население страны продолжает страдать от веерных отключений электричества, плачевной ситуации с безопасностью, упадка сферы здравоохранения и постоянных поборов. Пока неясно, действительно ли способны помочь Ираку анонсированные премьер-министром перемены — слишком велик риск того, что власти куда больше заинтересованы в сохранении собственного благосостояния, чем в реальной помощи людям.
Свежие комментарии