На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Эрдоган перешел красную черту в отношениях с ЕС. Колонка Евгения Беня

ЕС на саммите в Брюсселе договорился о расширении списка санкций по Турции за незаконное бурение в Восточном Средиземноморье

Лидеры государств и правительств стран-членов ЕС на саммите в Брюсселе договорились о расширении списка существующих индивидуальных санкций по Турции за незаконное бурение в Восточном Средиземноморье, как говорится в выводах саммита по итогам обсуждения этого вопроса.

В заявлении Евросовета сказано, что ЕС остается приверженным защите интересов стран — членов союза и поддержанию региональной стабильности. При этом не говорится, кто конкретно подпадет под ограничения. Верховному представителю ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозепу Боррелю поручено разработать к марту 2021 года доклад по политическим, экономическим и торговым отношениям с Турцией.

Евросоюз будет координировать действия по вопросам Турции и Восточного Средиземноморья с США, как подчеркнуто в заявлении. В ЕС прямо продекларировали, что действия Анкары носят односторонний и провокационный характер.

В августе этого года Турция возобновила геологоразведочные работы в Средиземном море. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган тогда заявил:

«Мы приступили к бурению в Восточном Средиземноморье. Мы вновь отправили буровое судно «Барбарос Хайреттин» выполнять поставленную задачу».

Эрдоган перешел красную черту в отношениях с ЕС. Колонка Евгения Беня

Эрдоган также обвинял власти государства Евросоюза — Греции в том, что они не сдержали обещаний прекратить любые операции в указанном регионе. Ранее в Анкаре объявили о намерении наладить добычу углеводородов вблизи греческих островов. В ответ министр обороны Греции Никос Панайотопулос не исключал возможности открытого вооруженного конфликта с Анкарой, если противоречия не удастся решить путем переговоров. И по сей день эта ситуация, особо острая в контексте уже извечно стоящего на повестке дня кипрского вопроса, остается актуальной.

Стратегический интерес Турции лежит в плоскости контроля над частью Средиземного моря, где ее надеются оттеснить Греция, Кипр и Израиль. Конечно, на одном из первых мест — нефтегазовые секторы. В начале июня этого года после встречи в Анкаре с главой ливийского правительства Фаизом Сараджем Эрдоган во всеуслышание заявил, что Турция надеется добывать нефть и газ на ливийском участке шельфа Средиземного моря.

На побережье Ливии, которая сейчас находится под угрозой прямого турецкого вторжения, Анкара могла бы обрести потенциальный контроль над перемещением беженцев оттуда в Европу, а это для Анкары — еще один козырь в отношениях с Евросоюзом и фактор усиления давления на него. Но главное, безусловно, в том, что турецкая экспансия в Ливию может стать важным звеном в крепнущем деле реанимации неоосманизма.

Наряду с тем Эрдоган не раз давал понять, что все население тюрко-язычных стран — один народ. И, надо понимать, народ турецкий. Так еще в 2012 году во время визита в Турцию президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в унисон лидеру Турции заявил, что турки и туркмены — тоже один народ, две страны.

Всё это не может не вызывать нарастающее раздражение у исповедующего либеральный глобализм Брюсселя, как, впрочем, и непосредственное участие Анкары в карабахском конфликте. Например, Сенат Франции даже проголосовал 25 ноября за резолюцию с призывом к правительству страны признать независимость Нагорно-Карабахской республики. Причиной такой резолюции стало то, что «президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в последние годы увеличил количество провокаций, запугиваний и угроз в отношении Франции, Европы и других стран», говорится в документе. В тексте упоминается и военная поддержка Анкарой Баку.

Эрдоган перешел красную черту в отношениях с ЕС. Колонка Евгения Беня

Резкое охлаждение в отношениях Турции с ЕС произошло в июне 2018 года, когда переговоры о вступлении были фактически заморожены. Когда осенью 2019 года в Евросоюзе выражали недовольство вводом турецких войск на север Сирии, Эрдоган в эфире телеканала NTV прямо пригрозил Европе открыть границы для миллионов сирийских беженцев, если ЕС официально обозначит военную операцию Турции против курдов в Сирии вторжением.

Пантюркистские амбиции Анкары держат европейских политиков в постоянном напряжении, что им начинает изрядно надоедать. Именно соглашение с ЕС о сдерживании Турцией притока беженцев в Европу (2016), за которое Старый Свет уже уплатил Анкаре 6 млрд долларов позволяло ей добиваться того, чтобы европейцы по большей части были вынуждены закрывать глаза на многообразные формы турецкой экспансии на ближневосточном, кавказском и центрально-азиатском направлениях. Ныне же трудно сказать, что может помешать Эрдогану в любой момент потребовать еще 6 млрд долларов за сдерживание мигрантов и начать продвигать тему вхождения Турции в Шенгенскую зону. К тому же нынешний президент Турции даже не склонен скрывать, что хочет распространить многообразные (и иной раз куда более изощренные, чем боевые действия) вариации турецкой экспансии на ведущие страны Европы.

По мнению Die Welt, провокационная тактика Эрдогана вообще, и, в частности, в Средиземном море, не настолько связана с желанием получить доступ к природным ресурсам. Как отмечало издание, чем жестче будет риторика европейских государств против Турции, тем удобнее Эрдогану, дабы иметь поддержку турецкого населения в продвижении проекта пантюркизма, использовать шаблон «мы против всех». Но, надо понимать, что это тоже вероятно эксплуатировать до поры — до времени.

Эрдоган перешел красную черту в отношениях с ЕС. Колонка Евгения Беня

Ситуация с прежней, несмотря ни риторику, вынужденной выжидательной лояльностью Евросоюза по отношению к неоосманизму теперь может претерпеть изменения. Если 45-й президент США Дональд Трамп видел в европейских странах не более, чем в известной мере не всегда послушных деловых партнеров, а в Эродогане «сильного политика», с котором следует считаться, то 46-й американский президент Джо Байден, скорее всего, вернется к тем старым стандартам, при которых Соединенные Штаты осознавали себя единым организмом с Евросоюзом. И, если Вашингтон реально соединит усилия с Брюсселем по противостоянию средиземноморским и ближневосточным амбициям Анкары, для Эрдогана наступят очень трудные времена с непредсказуемыми для него последствиями. Потому что турецкий руководитель всё менее соизмеряет свои геополитические аппетиты с изменчивыми реалиями современного мира.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх