На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Филолог Дмитрий Богач: Даже великий художник не имеет права глумиться над святыми

В эфире программы «Вертикаль» медиацента «Патриот» диакон Георгий Роденков, клирик храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», обратился к творчеству Михаила Булгакова, которого сейчас пытаются искоренить на Украине наряду с прочими русскими писателями, даже теми, кто жил в Киевской губернии России.

Диакон Роденков и гость его программы обсудили, насколько писатель Михаил Булгаков был деликатен, обращаясь к теме священного писания, земной жизни Иисуса Христа и православного исповедания. По мнению гостя программы, преподавателя радиотехнического колледжа Санкт-Петербурга, кандидата филологических наук Дмитрия Богача, Михаил Булгаков ничем не опорочил себя как христианина, написав роман, в котором творчески переосмысливается евангельский сюжет. В отличии, например, от писателя Льва Толстого, который, по словам филолога, писал проповедь, сознательно уничтожая чудеса, совершаемого Спасителем. Толстой, отметил Дмитрий Богач, в своей критике догматического богословия сознательно выступал против церкви, против церковной морали, против того, что написано в Священном писании. «Все эпизоды, которые связаны с чудесами божьими, с воскресением, с Троицей, с непорочным зачатием он сознательно устранил. Он осквернил миссию пресвятой богородицы: свел ее чуть ли не до падшей женщины, которая до брака родила ребенка. Вот это уже прямое богохульство», — заявил Дмитрий Богач. В отличие от Толстого Михаил Булгаков, считает филолог, в повествовании о Понтии Пилате никакого богохульства себе не позволил. По его словам, в романе «Мастер и Маргарита» речь идет не об Иисусе Христе. «Перед нами герой, который является бродячим философом. Он не Бог, он не Христос. Это олицетворение художника, который находится под натиском, под насилием государственной власти. Неслучайно там есть такие слова, которые остро звучат в ту эпоху, в которой живет Мастер: всякая власть является насилием над личностью», — рассказал Дмитрий Богач. Филолог считает неверными две крайние трактовки романа «Мастер и Маргарита», одна из которых осуждает Булгакова за ересь и за богохульство, а другая, называя роман гениальным произведением, дает право художнику делать все, что он хочет. «Я скажу следующее: художник не имеет право на все — художник не имеет право глумиться над святыми. Но если мы возьмем и внимательно прочитаем роман Булгакова "Мастер и Маргарита", то мы увидим, что там нет Евангелия, там нет ни одного библейского персонажа. Библейский эпизод, конечно же, угадывается. Мастер, автор романа о Понтии Пилате, отсылает нас к этому — он много лет посвятил изучению темы, связанной с Понтием Пилатом. Мастер не предлагает свою историческую версию казни Христа. Там нет Христа, там нет Понтия Пилата. Это художественные образы. Это библейский сюжет в художественной интерпретации Мастера», — пояснил Дмитрий Богач. Художественной интерпретацией темных сил филолог считает и образ Воланда. По его мнению, Воланд олицетворяет высшее зло, как результат практики воинствующего атеизма, осквернение святынь грубым, упрощенным материализмом. «Общество, которое встало на путь зла, порождала таких, как Воланд», — отметил Дмитрий Богач. Воланд, считает филолог, искушает своей правдой двух главных героев, которые думают, что, подчиняясь его воле и помощи, попадут в рай. Но в результате, ни в какой рай не попадают. «Они идут туда, где нет света. Это абсолютное небытие. И, наверно, это самый главный обман Воланда», — пояснил Дмитрий Богач. Филолог согласен с мнением академика Дмитрия Лихачева, который заявил, что, читая роман Булгакова, не остается сомнения в существовании Сатаны. По его мнению, даже не нужно читать роман Булгакова, чтобы удостовериться в истинности этих слов: весь XX век, с его кровавыми революциями и войнами, и первые десятилетия XXI века, в которых Запад начинает одну войну за другой, свидетельствуют, что дух злобы продолжает борьбу с Богом и человечеством.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх