На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

«У Дяди Сэма — белая горячка»: Альгис Микульскис об арктическом «лекарстве» России

Спецкор ФАН Альгис Микульскис рассматривает заявления Вашингтона о российских высокоширотных владениях с правовых позиций.

«Претензии России на акваторию Арктики и ее попытки ограничивать судоходство в регионе незаконны!» Об этом во вторник, 18 мая, в ходе визита в Исландию заявил глава Госдепа США Энтони Блинкен.

Примечательно, что громкое заявление прозвучало буквально накануне начала работы в Рейкьявике «Арктического совета», председательство в котором с этого года переходит к России.

Специальный корреспондент ФАН Альгис Микульскис рассмотрел заявления Вашингтона о российских высокоширотных владениях с правовых позиций.

Российская Арктика в целом и Северный морской путь в частности уже давненько не дают покоя «мировому сообществу» в лице Пентагона и Госдепартамента Соединенных Штатов. Очередное обострение этой болезни произошло 6 мая 2019 года, когда госсекретарь Майк Помпео, выступая на заседании Арктического совета в финском Рованиеми, прямо заявил о «незаконных» действиях России в той части региона, которую она считает неотъемлемо своей.

«Мы обеспокоены претензией России на международные воды Северного морского пути, в том числе новыми планами по его соединению с китайским «Морским шелковым путем». На Северном морском пути Москва уже незаконным образом требует, чтобы другие страны запрашивали разрешение на прохождение, пуская на борт иностранных кораблей российских лоцманов под угрозой применения военной силы и потопления тех, кто не выполняет данное требование. Эти провокационные действия являются частью модели агрессивного поведения России в Арктике».

Претензии на Арктику: Альгис Микульскис о несбыточных мечтах США

Кстати, тот майский приступ «полярной лихорадки» у мистера Помпео был настолько жесток, что страдалец по чужим акваториям и недрам попутно обрушился еще и на Канаду. Нет, ну а почему это кратчайший путь из северной Атлантики в Тихий океан проходит через ее архипелаг в море Бофорта? Непорядок!

«Мы понимаем, что Россия — не единственная страна, выступающая с незаконными притязаниями. У США давно идет спор с Канадой по поводу Северо-Западного прохода».

С тех пор уже и администрация Белого дома сменилась, и Кремль не один раз заявлял о том, что СМП принадлежит только ему и никому более, а эпидемия в стенах американского внешнеполитического ведомства не прекращается. Не далее как во вторник, 18 мая, нынешний его хозяин Энтони Блинкен, прибыв и Исландию, подтвердил это собственным языком. Цитирую:

«Мы видели, как Россия предъявляла незаконные морские требования, особенно в том, что касается регулирования прохода иностранных судов по Северному морскому пути, и эти требования идут вразрез с международным правом. Та схема, которую она предложила, в нарушение международного законодательства не учитывает права навигации и свободы в территориальных водах и исключительной экономической зоне».

Претензии на Арктику: Альгис Микульскис о несбыточных мечтах США

Эта горячка — уместно было бы написать «белая» — американцев понятна. Они вообще очень болезненно воспринимают, когда над залежами полезных ископаемых располагаются какие-то государства, не являющиеся Америкой, а торговые пути позволяют зарабатывать звонкую монету не Дяде Сэму. Непонятно другое — с какого такого перепуга эти «гегемоны» решили, что России нечего ответить на их «наезды»? И речь тут не только об оружии… Речь тут еще и о законах. Тех самых, международных, на которые наши оппоненты так любят ссылаться.

Итак… Начнем с того, что территория Арктики поделена между пятью странами. Это США, Канада, Дания, Норвегия и Россия. Поделена она на так называемые «полярные секторы». Согласно этой концепции, все, находящееся к северу от арктического побережья соответствующего государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются территорией данного государства.

Секторальный принцип впервые был обозначен Департаментом внутренних дел Канады в 1904 году, когда на изданной им карте страны ее западные и восточные границы были указаны именно таким образом — по соответствующим меридианам, сходящимся на Северном полюсе. Окончательный порядок осуществления деятельности в пределах канадского арктического сектора, требующий соответствующих разрешений властей, сформировался к 1925 году.

Россия о своих неотъемлемых правах на острова и архипелаги, расположенные в омывающих ее северное побережье водах Ледовитого океана, впервые четко заявила нотой МИД от 4 сентября 1916 года. Советское же правительство закрепило право СССР на все земли, открытые и еще не открытые в пределах устанавливаемых географических границ Постановлением Президиума ЦИК СССР в апреле 1926 года. Собственно, так концепция «арктических секторов» и родилась.

Претензии на Арктику: Альгис Микульскис о несбыточных мечтах США

Во времена холодной войны наша зона была наглухо «запечатана» для любой деятельности западных государств, но с распадом Союза и появлением вместо него Российской Федерации причины военно-политического противостояния в Арктике, вроде бы, сошли на нет. Однако вскоре такой геополитической «гармонии» пришел конец: открытие в этих местах богатейших запасов газа, нефти и прочих ресурсов, возможность появления там новых глобальных торговых маршрутов стали причиной переоценки значения региона и привлекли к нему внимание всевозможных любителей сравнительно легких денег.

В 1997-м Россия присоединилась к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, участниками которой ныне являются все арктические государства, за исключением США, но не отказалась от секторального подхода. Да, границы полярных владений не являются государственными границами соответствующих стран, и государственная территория в таком секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, исходя из множества факторов, можно сказать, что в этих районах действует правовой режим, мало чем отличающийся от водно-территориального.

Что же касается вышеупомянутой Конвенции, то она закрепляет за прибрежным государством 12-мильную прибрежную зону, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет этого государства, и 200 мильную исключительную экономическую зону…

А вот теперь самое время поговорить о шельфе! Потому что, согласно положениям Конвенции, любая страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше означенного расстояния. Именно исходя из этого в 2007 году Министерством природных ресурсов РФ была организована экспедиция в Арктику, основной целью которой было исследование глубинной структуры земной коры в зонах сочленения хребтов Ломоносова и Менделеева с прилегающими шельфами. В результате положительного итога проверки принадлежности расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане суверенные права России в ее секторе распространяются вплоть до Северного полюса.

Претензии на Арктику: Альгис Микульскис о несбыточных мечтах США

Но и это еще не все! Позиция, в соответствии с которой Арктику следует приравнять к любому другому району мирового океана, признана несостоятельной множеством профильных специалистов. Ведь она не учитывает такой юридически значимый фактор, как признание большинством государств наличия исторически сложившихся там границ. Более того — Арктика вообще не была специальным объектом рассмотрения III Конференции по морскому праву, а ее правовые рамки сложились задолго до принятия Конвенции.

Иными словами, в особом месте и законы особые, появившиеся естественным путем, а не из-под перьев ангажированных крючкотворов.

Ну и про Северный морской путь. Тут двойных трактовок его принадлежности быть не может по одной простой причине: это пока единственный транспортный коридор, способный связать отдаленные районы Крайнего Севера с «материком» и интегрировать их ресурсный потенциал в национальную и мировую экономику. Без его использования проблему «северного завоза» решить невозможно. Поэтому Россия никогда и ни под каким предлогом не пойдет на то, чтобы поставить под международный контроль экономические связи между своими регионами, осуществляемые по СМП. Точка.

Как видим, у РФ достаточно правовых аргументов для того, чтобы дать жесткую отповедь любому, кто подвергнет сомнению ее арктический суверенитет. Ну а для тех, кому международные законы не писаны — у нас припасены не только статьи различных конвенций.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх