На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Региональные соперники Турции сформировали геополитический блок

Страны Восточного Средиземноморья преобразовали газовый форум EMGF в международную организацию.

22 сентября шесть стран Восточного Средиземноморья подписали соглашение о преобразовании Восточно-Средиземноморского газового форума (East Mediterranean Gas Forum — EMGF) в полноценную организацию со штаб-квартирой в Каире.

Ее полноправными членами стали Египет, Израиль, Греция, Кипр, Италия, Иордания, а также Палестинская автономия (Палестинская национальная администрация).

В совместном заявлении говорится, что EMGF открыта для заявок на членство со стороны любого государства Восточного Средиземноморья, а также любой другой страны или международной организации в качестве наблюдателя. Франция, ЕС и США уже рассматривают перспективы вступления в EMGF в подобном статусе.

Накануне подписания Устава EMGF пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калин сообщил, что Анкара готова сотрудничать с Египтом и Израилем в энергетическом секторе, несмотря на политические разногласия. Он также выразил готовность Анкары провести энергетическую конференцию для средиземноморских стран.

По словам Калина, Реджеп Тайип Эрдоган собирался затронуть тему энергетической конференции в Средиземноморье во время встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель и председателем Европейского совета Чарльзом Мишелем, однако она была отложена на неделю из-за того, что охранник президента совета ЕС получил положительный результат теста на COVID-19.

Автор Telegram-канала «Балканская сплетница» рассказывает историю создания организации EMGF, которая из энергетического форума стала полноценным геополитическим блоком.

Как объединялись региональные соперники Турции

В 2009 году в водах Израиля были обнаружены залежи природного газа, а вскоре после этого месторождения были открыты также в водах Кипра (2011 год) и Египта (2015 год). Внутреннего спроса на изральском и кипрском рынках энергоресурсов было не достаточного и страны остро нуждались в налаженных каналах экспорта. В 2010 году Израиль и Кипр заключили соглашение о делимитации морских границ. Обнаружение крупных запасов газа на шельфе стало одним из катализаторов изменения геополитического ландшафта Восточного Средиземноморья: образовались новые региональные альянсы, обострились споры о морских границах.

В 2011 году состоялся первый в истории визит главы израильского государства на Кипр — остров посетил премьер-министр Биньямин Нетаньяху, началась эра расцвета отношений двух стран. К альянсу поспешно присоединилась Греция, и в 2013 году три государства подписали энергетический меморандум о взаимопонимании в надежде на расширение сотрудничества в будущем. В январе 2016 года главы Кипра, Греции и Израиля заявили о своей приверженности «стабильности, безопасности, процветанию и миру» в регионе.

На последующих трехсторонних встречах обсуждался ряд совместных инициатив в области военного сотрудничества и экономики, туризма, кибертехнологий, и, конечно же, энергетики. Самым амбициозным из них стал EastMed — проект строительства подводного газопровода протяженностью 1900 км, по которому израильский и кипрский газ будет транспортироваться в Грецию, Италию и далее в Европу.

Предполагаемый трубопровод EastMed

Не стояло на месте и развитие отношений Греции и Кипра с Египтом. Каир и Никосия одними из первых ратифицировали соглашение о делимитации морских границ в 2003 году, а в 2011 году, после открытия месторождения «Афродита», оно приобрело колоссальное значение. В ноябре 2014 года в Каире состоялась встреча официальных представителей Египта, Греции и Кипра, на которой стороны взяли на себя обязательства по сотрудничеству в области энергетики и региональной безопасности.

Безусловно, Израиль, Египет, Кипр и Греция стремились извлечь максимальную экономическую выгоду из освоения морских запасов энергоресурсов. Однако к тесному сотрудничеству их подталкивал не только меркантильный интерес: все больше противоречий у Израиля и Египта возникало с Турцией. Турецко-изральские дипломатические связи были подорваны в 2010 году после инцидента с флотилией судов, следовавшей в Сектор Газа. Несмотря на предпринятые в 2016 году усилия по возобновлению переговоров о возможной энергетической сделке, отношения двух стран по-прежнему находятся в тупике. Каир и Анкара фактически находятся в стадии конфликта с 2013 года, после отстранения президента Мухаммеда Мурси.

Как форум стал международной организацией

Главной движущей силой в формировании регионального газового форума в течение почти 10 лет выступал Каир и, в частности, министр нефти и минеральных ресурсов Египта Тарик Аль-Мулла.

Поставки газа из Восточного Средиземноморья позволили бы превратить страну в региональный хаб. В феврале 2018 года Израиль и Египет договорились об экспорте газа в течение десяти лет на сумму около 15 миллиардов долларов США.

В январе следующего года министры энергетики Египта, Греции, Кипра, Израиля, Италии, Иордании и представитель Палестинской автономии встретились в Каире для того, чтобы учредить Восточно-Средиземноморский газовый форум (EMGF). На первой встрече министры публично признали взаимосвязь между энергетическим развитием и безопасностью региона. Тогда было решено, что форум должен «инициировать системный политический диалог по природному газу», который мог бы способствовать развитию регионального рынка в будущем.

25 июля 2019 года были официально установлены страны-участницы, а штаб-квартирой был выбран Каир. Рассматривался также вопрос о статусе форума — о том, следует ли ему в будущем стать официальной международной организацией.

Третья официальная встреча состоялась 16 января 2020 года — всего через две недели после того, как Израиль, Греция и Кипр подписали соглашение о строительстве газопровода EastMed.

На ней государства-члены подтвердили свою приверженность уважению морского права. Кроме того, EMGF представила на рассмотрение Еврокомиссии свой первоначальный устав.

Он был принят 22 сентября в Каире, когда EMGF официально стал «организацией, которая уважает права членов на природные ресурсы в соответствии с принципами международного права и поддерживает их усилия по извлечению выгоды из этих запасов» через «сотрудничество без применения силы».

Кто поддержал изменение статуса EMGF

Энергетические компании, такие как американская Noble Energy, французская Total и итальянская Eni, а также израильская Delek Group поощряли любые политические процессы, которые способствовали бы продаже их продукции. Значительный деловой интерес выразили и международные банки, например Европейский банк реконструкции и развития, а представители ЕС заявили, что союз готов оказать техническую, регуляторную и политическую помощь.

В переговорах в июле 2019 года приняли участие и официальные представители Вашингтона — министр энергетики США Рик Перри, и помощник Госсекретаря по энергетическим ресурсам Фрэнк Фэннон.

22 сентября на торжественной церемонии присутствовал посол Франции в Каире Стефан Роматет. «Как только все процедуры будут завершены, Франция присоединится к форуму», сказал дипломат, добавив, что организация «важна в региональном контексте, который представляет собой очень сложную арену для сотрудничества».

«Восточное Средиземноморье сегодня — это зона напряженности. Мы считаем, что форум поможет в урегулировании конфликта, поэтому Франция внимательно следит за его деятельностью и хочет стать полноправным членом», — сказал он.

Напряженность, по его мнению, создается действиями Турции в регионе, которые нарушают суверенитет членов ЕС. В то же время посол Франции отметил, что EMGF — «не политический орган, а платформа для обмена мнениями».

Экономические интересы и геополитические цели

Однако если сам форум изначально задумывался как инструмент сотрудничества в области развития энергетики, то его преобразование в международную организацию имеет явный политический подтекст. Многие оффшорные проекты были заморожены из-за вспышки коронавируса, а цены на природный газ в 2020 году достигли своего исторического минимума. В долгосрочной перспективе они, скорее всего, будут оставаться низкими, что с коммерческой точки зрения затрудняет реализацию таких проектов, как EastMed.

Изменив статус форума, страны-участницы рассчитывают не просто расширить возможности для развития энергетики и сотрудничества с целью максимизации коммерческого потенциала углеводородных запасов региона. Теперь одна из задач EMGF состоит в том, чтобы изменить геополитическое устройство Восточного Средиземноморья — организация противоречит интересам Анкары. В то же время, она может способствовать укреплению связей между входящими в нее государствами.

Cозданная региональная структура — это настоящий геополитический блок, который будет отстаивать интересы своих участников не только экономическими, но и политическими способами — естественно, в антитурецком контексте. При этом политическая и военная элита Анкары уже расценила подобные шаги как попытку стратегического сдерживания Турции, а присутствие на мероприятиях форума официальных лиц Брюсселя и Вашингтона рассматриваются как демонстрация позиции ЕС и НАТО в греко-турецком конфликте.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх