На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Как стать писателем: автор романа «Гори огнем» Александр Пелевин поделился секретами мастерства

В Санкт-Петербурге в рамках международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№24 прошла презентация книги писателя Александра Пелевина «Гори огнем». По этому поводу корреспондент ФАН решил пообщаться со ставшим уже знаменитым автором: о его новом произведении, творческих планах и секретах писательского мастерства.

Новый шедевр о предательстве

Александр, прежде всего, мы хотели поговорить о «Гори огнем». В аннотации написано следующее: «Что руководит человеком, который выбирает стать предателем? Как жить, сделав неверный выбор?». Я правильно понимаю, что ваша книга про войну? И про какую именно? — Она посвящена знаменитым «власовцам». В центре сюжета: так называемая «Школа пропагандистов Русской освободительной армии» в одной из деревень под Берлином. Ее «ученики» посещали лагеря военнопленных и агитировали узников вступить в армию Андрея Власова. Главного героя я сделал конченой мразью: это отщепенец, подонок, одним словом, человек, не вызывающий никакого сочувствия. Он делает неверный выбор встать на стезю предательства просто потому, что ему так проще и удобнее. Как итог, он предает сперва страну, затем друзей и, в конце концов, себя. Некоторые могут воспринять книгу как некий простенький памфлет в духе «предавать Родину плохо» — и да, я согласен, делать так нехорошо — однако дело не только в этом. «Гори огнем» — про проживание внутреннего «ада предателя» и попытки с ним справиться — Нет ли в вашей книге отсылок к событиям сегодняшнего дня? — Да, действительно, в парочке моментов будут узнаваться ныне живущие личности, поданные в юмористическом контексте, но суть произведения не в том, чтобы провести четкие параллели между двумя историческими эпохами. Они введены в повествование просто для того, чтобы читатель мог над ними поржать.

Как набрать материал для военной прозы

— Возможно, у вас есть планы написать конкретно про нашу специальную военную операцию? — Да, планирую, очень планирую! И уже, на самом деле, перебираю в голове варианты, как это сделать ненавязчиво и красиво — в стилистике большой русской литературы, так, чтобы это действительно было интересно читать. — Не думали отправиться на фронт, чтобы поднабрать материал? Как военкор, например. — Я и правда собираюсь это устроить. В Донбасс я приезжал неоднократно: в 2018, 2019 и 2020 годах, но с начала СВО не был там ни разу. Обязательно это исправлю. — Хотите написать что-то не на военную тематику? Ради разнообразия, так сказать. — Красивую добрую фантастику — да, хочу. Про некую погибающую цивилизацию, например. В конце все наверняка умрут, но книжка будет веселая и добрая. Что-то в стиле братьев Стругацких или Рэя Брэдбери. Я вообще считаю, что, помимо культуры, которая погружает в современные реалии, должна существовать и та, которая от них отвлекает. Для соблюдения баланса во Вселенной.

Что такое «Герань»

— Александр, вы не только писатель, но и поэт! Мне вот, например, понравилось стихотворение про герань. Особенно, его концовка: «Герань стоит на подоконнике, ей снится, что она шахид». Можно пояснительную бригаду, пожалуйста? — Стихотворение точно не про цветочек, который цветет на подоконнике. «Герань» — это оружие, которое было иранским, а стало русским. Почему так? Да потому что все хорошее должно быть нашим! Кстати, интересный факт про этот стишок: ребята из магазина «Донецкий сувенир» сделали модельку «Герани» на подставке с гравировкой строк из него. Будет серийное производство! Одну прислали мне. Очень доволен и горжусь!

Как успокоиться и стать писателем

— Александр, хотел немного поговорить с вами о писательском ремесле как таковом. В детстве я сам хотел «рожать книги», но потом повзрослел и понял, что прежде чем ты напишешь хотя бы одну, придется потратить уйму усилий, и не факт, что все это будет не зря и хоть кому-то интересно. Как вы сами перебороли эти страхи, сев писать свое первое произведение? — Первый и единственный совет, который я даю начинающим писателям — это «не бояться». Не надо бояться делать свое дело, даже когда тебе кажется, что оно интересует только тебя! С вероятностью в 99% это окажется не так. — То есть, главное — это писать прежде всего для себя, а не ориентироваться на какую-то публику? — В этом и заключается основной парадокс писательского ремесла: если ты искренне творишь ради собственного удовольствия, то результат твоей работы будет интересен многим. — Как выглядит сам процесс написания книги? Вы создаете какую-то особую обстановку, чтобы настроиться? — Вообще я очень ленивый человек, которому зачастую бывает тяжело посадить себя за стол и заставить что-то написать. Чтобы быстрее завершить «Гори огнем», в конце августа я на две недели уехал в деревню в Ленобласти и за это время написал половину книги. Лично для меня оказалось важным устроить себе такую комфортную обстановку и в ней творить. Но у каждого автора это работает по разному.

Секреты ремесла

— Как вы создаете сюжеты? У вас может, есть какие-то схемы, как и чем персонажи связаны, заранее прописаны их цели, или вы просто садитесь за стол и пишете, как пойдет? — «Как пойдет» — иногда получается, а иногда — нет. Допустим, книгу «Четверо» я писал именно так: начиная ее, я не знал, чем это закончится, и в чем вообще главная загадка сюжета. «Калинову яму» — тоже. А вот для «Покрова-17» я заранее продумал финал, к которому вел героев через все повествование. Что же до моей последней книги «Гори огнем», то она была сделана по подробнейшему плану. Вообще, «правильного» стиля работы над произведением нет — он зависит от задачи, которую ставит перед книгой автор. — Но какой подход работает лучше с точки зрения целостности сюжета? — Зависит от личности писателя. Допустим, Андрей Рубанов — автор книг «Финист — ясный сокол» и «Человек из красного дерева» — всегда делает подробнейший план и все как следует расписывает, прежде чем приступить к созданию непосредственно самой книги. Это сценарный подход, и он отлично работает. У меня всегда неплохо получалось создавать тексты по наитию — однако, как показала практика, лучше и удобнее заранее составить план, чтобы знать, о чем пишешь. Но это так у меня — кто-то другой может начать писать с чистого листа непонятно о чем, и получится потрясающе! Именно так всегда делал Эдуард Лимонов — и получалось потрясающе. — Вот что еще интересно: существует ли идеальный возраст для начала писательской карьеры? И когда начинать ее рано, а когда — слишком поздно? — Если честно, даже не знаю. Некоторые начинают писать еще в школе, а другие — только в 30 лет впервые берут в руки «перо». Каждый рано или поздно открывает себя — и это может случиться в любой период жизни. — До того, как стать автором книг, вы были журналистом. Как сильно это помогло на заре карьеры? — Безусловно, профессия журналиста учит человека писать. В свое время я и заметки делал, и даже расследования небольшие! Благодаря этому у тебя банально отрабатывается навык стучать по клавишам постоянно, едва поспевая за мыслями. С другой стороны, работать и журналистом, и писателем одновременно очень трудно: ты целый день писал новости, вечером приходишь уставший домой — и опять садишься писать!

Деньги и досуг

— Поговорим о деньгах, Александр. Писательство является вашим основным источником дохода? Сколько вообще можно заработать на книгах, будучи популярным автором, но не прямо совсем суперзвездой? — Писательство — штука сложная, и это, к сожалению, в нашей стране не работа, если ты, конечно, не находишься в первой когорте авторов. Получать за это деньги, если ты не Захар Прилепин, Сергей Лукьяненко или Виктор Олегович Пелевин, очень сложно! Однако написание книг открывает перед тобой двери медийности, и, войдя в них, ты всегда можешь найти обходные пути для заработка. Статьи, колонки, сценарии, выступления — за все это выплачиваются гонорары, которые в совокупности могут позволить автору жить достойно. Я вот, например, занимаюсь всем вышеперечисленным и, хоть и не стал ультрабогачом, но на хлеб с маслом мне хватает. — Столько дополнительной нагрузки! У вас хоть бывает свободное время? И как вы его проводите? — Очень по-разному! Играю в компьютерные игры, смотрю кино и сериалы — сейчас, например, «Доктора Кто», очень советую, кстати! Готовить люблю, просто обожаю! Очень помогает отвлечься. Вчера вот, например, приготовил огромную кастрюлю русского народного блюда под названием борщ!

Отраженный свет великого однофамильца

— Под конец хочу задать вопрос, который вас, наверняка, изрядно достал, но без которого не обойтись в нашем интервью о писательстве и писателях. Вы носите ту же фамилию, что и легендарный Виктор Пелевин! Как это повлияло на вашу жизнь и карьеру? — Поначалу было много курьезных случаев. Нас откровенно путали! А некоторые даже заявляли, что я, мол, «украл фамилию великого писателя»! Но сейчас эта «тема» уже изрядно устарела: по крайней мере, за последние два года были лишь единичные случаи, когда меня обвиняли в «воровстве» известного имени. Сегодня я с чистой совестью могу сказать, что мне хватает собственной известности, и отраженный свет, источником которого служит мой великий однофамилец, мне не нужен. Ранее Александр Пелевин поздравил Виктора Пелевина с днем рождения, выразив надежду на встречу с ним «через тысячу лет в состоянии заспиртованных в банках голов на одной полке».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх