Молодой скульптор Василий Ануфриев вместе с друзьями создает уникальные скульптуры для слепых и ледяные копии соборов.
В конце декабря 2018 года молодой скульптор Василий Ануфриев стал одним из лауреатов городской правительственной премии в области художественного творчества. Студент академии имени Штиглица идейно несет красоту в этот мир и стремится к тому, чтобы эта красота была доступна всем, даже тем, кто не может увидеть ее своими глазами.
Василий стал победителем сразу в двух номинациях. Одна из них — за лучший молодежный проект — была им получена за уникальный проект «Петербург руками». В рамках этого проекта под руководством Ануфриева команда молодых скульпторов создала работы для слепых и слабовидящих.
«Инициативу проявила библиотека для слепых, они хотели сделать экспозицию для своих посетителей, — вспоминает юноша. — Чтобы слабовидящие люди могли прикоснуться, потрогать руками скульптуры, ведь в обычном музее у них такой возможности нет. К сожалению, у библиотеки не было нужного финансирования, изыскать средства они бы не смогли, и я это понимал. Понимал, что, кроме меня, никто за это не возьмется.
Бюджет там был просто смешной, еле-еле хватало на материалы. И я, как Том Сойер, придумал заинтересовать своих друзей. Мы решили: да, у них нет денег, зато мы сделаем доброе дело, подарим слабовидящим и слепым людям возможность прикоснуться к искусству, а потом наши работы будут стоять в музее».
В одиночку Василий не справился бы с такой задачей, ведь требовалось создать семь скульптур, а сроки поджимали.
«Нас было четверо, надо было все курировать, смотреть, доводить до логического конца, — рассказал Ануфриев. — Это была очень сложная работа: скульптуры из бронзы, а я на тот момент еще не имел опыта работы с этим материалом.
Такой опыт был у моего друга. Я уговорил его принять участие в проекте. Учась параллельно в академии, мы прошли очень сложную школу, выполнив детализированные копии работ старых мастеров. Полгода мы буквально ночевали в академии.
Копию Стеллы с площади Восстания и одну из композиций Клодта с Аничкова моста делал мой друг Леонид Чернов, копию Екатерины II создал Григорий Козенюк, а его супруга Анна Васильева работала над копией Пржевальского.
А остальные скульптуры — Николай I, Александрийская колонна и памятник Пушкину — моих рук дело. Это были совершенно безумные полгода. Учеба с 9 до 19 часов, и потом с 7 вечера до 6 утра — работаешь. Ложишься спать, и почти сразу приходят друзья и будят тебя, говорят: вставай, пора на учебу».
Вторую премию в области художественного творчества молодой скульптор получил за другие свои работы, в том числе за уникальные ледовые скульптуры в пещере Рускеала. Группа студентов под его руководством создала копии Казанского и двух Исаакиевских соборов: реального и неосуществленного проекта Антонио Ринальди.
«В пещере Рускеала мы работаем уже 4 года, и там у нас зародилась идея воссоздать исторические копии соборов, — пояснил Василий. — Раньше там был мраморный карьер. Мы решили создать ледяные копии соборов, чтобы посетители могли увидеть, для чего добывался этот мрамор, что из него строили. Высота работ — 5–8 метров.
Все были в восторге, в сочетании с природной красотой пещеры работы смотрелись просто потрясающе. Директор Рускеалы хочет развивать это все и приглашает нас как художников. Нам не важен гонорар, хочется просто создать красоту для людей».
Работали в несколько смен, чтобы успеть как можно скорее и работы простояли подольше. Причем делать все приходилось просто в экстремальных условиях: руки замерзали в тридцатиградусный мороз, тяжелые глыбы надо было таскать и обрабатывать, стоя на льду и поскальзываясь.
«Художник, когда что-то создает — создает это не ради денег, — уверен скульптор. — Когда есть возможность продать свою работу — это здорово, но в процессе творчества для тебя самое главное создать то, что увидят люди».
Василий — коренной петербуржец, он родился в семье художников на Васильевском острове и сейчас учится на 6-м курсе в академии Штиглица. Он хочет сделать мир вокруг себя лучше — и начал прямо с собственного подъезда, украсив его рельефом.
«Сначала я вешал туда красивые фотографии, репродукции картин Леонардо да Винчи, но какие-то маргиналы украли их через месяц, — посетовал юноша. — Я повесил другой рельеф, полегче, думал, что провисит хоть сколько-то, но через месяц его тоже украли.
И тогда я установил туда гипсовый рельеф, копию. Я отформовал его и отлил, это изображение красивой девушки. Повесил его на мощные болты и укрепил, обмазал со всех сторон. Чтобы теперь его точно никто не снял. Когда заходишь в подъезд — понимаешь, что твой дом не заканчивается дверями квартиры и его надо украшать.
Нашему подъезду требуется капитальный ремонт, и неизвестно, когда мы этого ремонта дождемся. Надо что-то делать самому. Чтобы глаз радовался».
Впрочем, прямо сейчас Ануфриеву не до глобальных проектов: надо закончить академию, чтобы руки были развязаны.
«Хочется везде успеть, но есть обязанности перед академией, — ответственно заявил Василий. — Чтобы были и оценки, и все, ведь в первую очередь ты студент. Но я стараюсь участвовать во всех интереснейших выставках. На выставке в Севкабеле мы выставили нашу композицию, хотя было немало споров с кафедрой по поводу скульптуры.
Это «Венера гречневая» из гречки и «Геркулес» из геркулеса. Наша академия весьма прогрессивная, но к этим идеям отнеслись не без тревоги. В итоге все прошло просто замечательно. И музей современного искусства Эрарта заинтересовался моим проектом».
О планах и перспективах молодой скульптор говорит сдержанно, чтобы не сглазить.
«Много симпозиумов проходят по всему миру, есть базы, предоставляющие разные возможности, — задумчиво сообщил он. — Скульптура — сложная профессия, требующая материальных вложений.
Любой материал, даже дерево, требует определенных средств. Надо придумать интересные проекты, найти хороших спонсоров и реализовывать это. Но это все впереди, а пока для меня самое главное — как можно лучше закончить академию».
Свежие комментарии