На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

Антон Шапарин: Победить контрафакт в России поможет лишь ужесточение закона

Из-за либерализации УК РФ полиция не в силах бороться с рынком подделок. По его обороту Россия занимает второе место в мире.

Оборот рынка контрафакта в России увеличивается с каждым годом. По данным отчета Еврокомиссии, наша страна уже занимает по этому показателю уверенное второе место в мире — после Китая.

И это происходит несмотря на поставленную руководством задачу очистить российский рынок от подделок.

Причина роста — даже не в 650 километрах границы с тем же Китаем или падении доходов населения. Корень проблемы — в беззубости российских антиконтрафактных законов и невозможности их полноценного применения.

В ряде стран Европы продавцы контрафакта могут быть оштрафованы более чем на 500 тысяч евро или получить тюремный срок до 5 лет, если подделка угрожает безопасности потребителя. В России нарушителям в случае административного наказания может грозить штраф от 10 тысяч рублей, и только в случае уголовной ответственности срок заключения может составить до 6 лет. Но правоприменительная практика такова, что добиться уголовного наказания чрезвычайно сложно.

Полиции только для того, чтобы возбудить уголовное дело, нужно доказать, что был причинен ущерб минимум на 250 тысяч рублей и что преступление было совершено умышленно, да еще выявить всех возможных фигурантов. В результате оперативные мероприятия растягиваются на месяцы. Иначе дело неминуемо развалится в суде, а наказанием будет «административка» и копеечный штраф.

Антон Шапарин: Победить контрафакт в России поможет лишь ужесточение закона

Если в Москве УБЭП еще хоть как-то справляется с нагрузкой, то в регионах производители и продавцы подделок могут чувствовать себя в полной безопасности. Часто достаточно держать на точке продажи товаров менее чем на 250 тысяч рублей — и можно даже не скрываться. Один и тот же продавец может быть пойман несколько раз на одном и том же преступлении — и будет при этом оплачивать одни и те же небольшие штрафы, если он использует различные юридические лица. Прибыль сильно перекрывает все возможные риски. Умножаем на тотальную нехватку кадров и техники — получаем второе место в мире по количеству контрафакта.

Контрафактная продукция присутствует у нас во всех товарных группах. По оценкам Минэкономразвития РФ, половина автозапчастей на российском рынке — подделки, а это более 700 млрд рублей. Оборот нелегального табака, по данным «Власта-Консалтинг», оценивается более чем в 100 млрд рублей в год. Бюджеты всех уровней теряют сотни миллиардов рублей. Но еще большая проблема — такие товары часто небезопасны. Суррогатный алкоголь с метанолом, контрафактные лекарства-пустышки, муляжи подушек безопасности, поддельные сигареты — все это уносит жизни тысяч людей.

Каналы проникновения подделок на российский рынок также не являются секретом. Единое таможенное пространство Евразийского союза позволяет через Казахстан и Киргизию практически беспрепятственно завозить в Россию любые объемы продукции из Китая. В Казахстане существует огромное количество контор, которые оформляют сертификаты и помогают с ввозом продукции якобы для внутреннего рынка, но в реальности контейнеры с подделками в Средней Азии надолго не задерживаются и оседают в России. По оценке Минпромторга, объем неучтенного импорта одежды и обуви в Казахстане и Киргизии превышает 5 млрд долларов в год, что многократно выше спроса в этих странах.

Антон Шапарин: Победить контрафакт в России поможет лишь ужесточение закона

Некоторые крупные бренды отлично понимают сложности работы на российском рынке и попросту закрывают глаза на то, что оборот подделок их товаров часто больше, чем оригинальной продукции. Некоторые пытаются бороться, привлекая для этого специализированные компании, которые, предоставляя информацию правоохранительным органам, могут сильно повышать эффективность их работы. По сути, бизнес готов всю «черновую» работу проводить сам. Но не везде полиция готова к сотрудничеству.

Серьезный риск дальнейшего роста контрафакта создает цифровизация торговли. Здесь в законодательстве вообще огромный пробел. Что делать полиции, если онлайн-продавца контрафакта и покупателя соединяет только курьер, максимум — еще поддельный кассовый чек? К ответственности привлекать некого.

В 2019 году закрыто более полумиллиона онлайн-источников продажи подделок. Нарушители реагируют на подобное давление и пытаются адаптироваться. Например, паблики в мессенджерах закрыть крайне сложно по причине наличия множества «резервных» групп. Контрафакт попадает и на крупные маркетплейсы: товары там часто продает не сам портал, а какой-то из партнеров, и оценка подлинности, конечно, не проводится.

В Сети немало роликов о том, как продать товар с условного рынка «Садовод» на крупнейших онлайн-площадках. При этом последние выступают только посредниками между клиентом и поставщиком. Привлечь такие платформы к ответственности в настоящий момент очень сложно из-за особенностей действующего законодательства.

Антон Шапарин: Победить контрафакт в России поможет лишь ужесточение закона

С каждой продажи маркетплейс получает прибыль в виде процента, а также от продажи услуг по рекламе и маркетингу. Уйти от контроля со стороны маркетплейса также очень легко. Кстати, проблема актуальна и для развитых стран: буквально пару месяцев назад Amazon был вынужден создать отдел по борьбе с контрафактом.

Правоприменительная практика показывает, что либерализация Уголовного кодекса де-факто лишила полицию возможности бороться с контрафактом. И в ходе предстоящей сессии Государственной думы необходимо поставить вопрос о его ужесточении. Китай в мировом рейтинге лидеров по обороту контрафакта мы, конечно, никак не опередим, но, пустив ситуацию на самотек, «почетное» второе место за нашей страной будет сохраняться долго.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх