Журналистка Хиляль Каплан считает, что с нынешним руководством страны происходят «странные события».
«Странные события» происходят в Турции против правящей «Партии справедливости и развития» (ПСР) и ее лидера, президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Об этом в своей статье для издания Sabah пишет проправительственная журналистка Хиляль Каплан, намекая на вероятность еще одной попытки государственного переворота в республике.
«Поскольку меня обвинили в паранойе, когда я написала о возможности попытки государственного переворота за четыре месяца до 15 июля [2016 года], тот же трюк, скорее всего, провернут снова. Происходят какие-то странные вещи, я просто говорю. Позвольте мне закончить заголовком той статьи, в которой я предсказала попытку переворота: "Мы готовы"», — отмечает колумнистка.
"Darbe olasılığını, 15 Temmuz'dan dört ay önce yazdığımda da paranoyaklıkla suçlandığım için yine aynı numarayı uygulayacaklardır. Ama garip bir hareketlilik var, benden söylemesi..." Hilal Kaplan kaleme aldı. @hilal_kaplan
— Sabah Gazetesi (@Sabah)
Ссылаясь на недавнюю статью Стивена А. Кука «Трещины в режиме Эрдогана растут» для издания Foreign Policy, Каплан называет американского журналиста «мерзким человеком», который посмел написать критическую в адрес Анкары публикацию через несколько дней после попытки переворота 15 июля 2016 года. Далее турецкая колумнистка приводит цитату из последней статьи Кука, которая напомнила ей о событиях, предшествующих путчу пятилетней давности.
«По нескольким параметрам турецкая политика сегодня более нестабильна, чем когда-либо в последние годы. Это не означает, что произойдут новые волнения, подобные тем, которые начались в парке Гези летом 2013 года, или что президенту Реджепу Тайипу Эрдогану грозит свержение. Но способность Эрдогана установить и поддерживать контроль по всей стране, похоже, подорвана, что повышает перспективы крупномасштабных протестов, усиления насилия и политической борьбы на высшем уровне государства», — говорилось в статье Стивена А. Кука.
По словам Каплан, американский журналист — социопат, который считает, что мусульманские общества не заслуживают демократии и что каждую исламскую страну, защищающую свои интересы от Запада, нужно заставить преклониться перед диктаторами.
President Recep Tayyip Erdogan’s capacity to establish and maintain control across Turkey seems compromised, which raises the prospects for large-scale protests, increased violence, and political struggles at the summit of the state.https://t.co/fJ4H4xwWYL
— Foreign Policy (@ForeignPolicy)
В марте 2016 года колумнистка Sabah действительно писала о возможности переворота в Турции и гнетущей обстановке в стране из-за заявлений оппозиции. В частности, Хиляль Каплан указывала на якобы союз между сторонниками исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, запрещенной в стране «Рабочей партии Курдистана» (РПК) и организаторами протестов в парке Гези в 2013 году. Кроме того, она считала, что предатели Турции пытаются подготовить почву для мятежа, обвинив республику в связях с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).
«Те, кто утверждает, что Турция идет к авторитарному строю… предлагают заменить Эрдогана, которого они называют диктатором, фашистским военным режимом или режимом Гюлена. Те, кто жалуется на непропорциональную силу полиции, хвалят РПК, которая сжигает дома, больницы, школы и убивает женщин, детей, стариков. Те, кто призывает к гражданской войне, жалуются на поляризацию [в обществе]», — писала тогда проправительственная журналистка, закончив статью фразой: «Мы готовы [к этому]».
Впрочем, упоминание гюленистов в своей колонке действительно оказалось пророческим. Именно сторонников этого движения власти Турции считают зачинщиками военного мятежа.
14 Mart 2016...
— Emre (@emre8213)
15 Temmuz 2016 darbe girişiminden 4 ay önce. https://t.co/GjEOlLAEsS
Перевод внимания от главного
Тем не менее последняя статья Каплан были восприняты с подозрением. Многие обвинили журналистку в попытке отвлечь внимание от некомпетентности правительства в борьбе с бушующими сейчас в стране лесными пожарами и занять общественность разговорами об очередном путче.
«Не будет никакого переворота. Его не может быть, Хиляль Каплан. Будут выборы, и власть ПСР сменится», — прокомментировал предположения журналист Левент Озерен.
Darbe marbe yok, olmayacak, olamaz Hilal Kaplan.
— Levent Özeren (@lvntozrn)
Seçim olacak ve AKP iktidarı değişecek.
TSK kademelerini iktidar göreve getirdi zaten.
YAŞ kararları öncesi suyu bulandırmak, en çok orduya zarar verir.#AkpDevletDeğildir
На самом деле, неспособность турецкого руководства взять под контроль пожары является далеко не единственной причиной растущего народного недовольства в республике и стремительного падения рейтинга Эрдогана и его партии.
Жители Турции обеспокоены нестабильной экономической ситуацией, обесцениванием лиры и повальной безработицей. Кроме того, Анкару критикуют за безуспешные меры по борьбе с пандемией коронавируса: 4 августа в стране был зафиксирован максимальный с 1 мая прирост числа заболевших. К тому же, многие турки недовольны фактическим отсутствием демократии в стране и выходом из Стамбульской конвенции о предотвращении насилия в отношении женщин.
Годовщина путча
Разговоры о новой попытке государственного переворота неслучайны. Две недели назад в Турции отмечали пятилетнюю годовщину событий 15 июля 2016 года, во время которых погибло более 260 человек. Теперь эта дата объявлена в республике «Днем демократии и национального единства».
Пять лет назад основные события разворачивались в двух крупнейших городах страны — Стамбуле и Анкаре. Часть турецких военных предприняла попытку совершить переворот, взяв под свой контроль ряд стратегически важных объектов в разных населенных пунктах.
Судьбоносные события развернулись в тот момент, когда Эрдоган отдыхал с семьей на курорте Мармарис. Глава государства успел покинуть отель незадолго до того, как он подвергся штурму со стороны путчистов. Он добрался до ближайшего аэропорта в Даламане и менее чем за час долетел до Стамбула ночью 16 июля, когда беспорядки в мегаполисе утихли.
Турецкое руководство назвало главным вдохновителем и организатором попытки мятежа исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена — давнего оппонента президента страны. Власти страны требуют экстрадировать религиозного деятеля из Соединенных Штатов, где он проживает с 1999 года. При этом сам Гюлен отвергает причастность к путчу.
После событий 15 июля 2016-го в республике начались массовые чистки в органах власти, армии, судах, спецслужбах, образовательных учреждениях. Более 292 тысяч человек были арестованы по подозрению в связях с движением Гюлена, еще 150 тысяч лишились работы. Кроме того, деятельность прекратили десятки СМИ, а некоторые оппозиционные депутаты и журналисты отправились за решетку.
Tarihimizin en alçak darbe girişimi 15 Temmuz, Cumhurbaşkanımız liderliğinde asil Milletimizin destansı mücadelesi ile bertaraf edilmiştir.
— Hayati Yazıcı (@Hayati_Yazici)
Vatan uğruna canlarını feda eden
tüm şehitlerimizi rahmet, kahramanlık timsali gazilerimizi minnet ve şükranla anıyorum.#TürkiyeGeçilmez pic.twitter.com/dvmq5Sptcc
На этом фоне едва ли можно предположить, что страну ожидает именно государственный переворот по аналогии с 2016 годом: многие враги Эрдогана либо в тюрьме, либо в изгнании, либо в могиле. Однако почва для беспорядков и протестов в республике, очевидно, сформировалась. Оппозиция пытается воспользоваться ситуацией, наглядно обличая все неудачи Анкары в преддверии решающих президентских и парламентских выборов 2023 года. На избирательных участках и произойдут ключевые события, которые определят курс развития Турции.
Свежие комментарии