На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр
    пусть своими копытами стучит в стране нато!!! уберите с этого пространства эту кобылу надоелаКсения Собчак опр...
  • Валерий Ворожищев
    Все тайны "Титана" в толще океана и никакая конспирология не даст нам ответа.«Не принято говор...

«Исламское государство» может захватить север Мозамбика

Сотни тысяч мозамбикцев спасаются от боевых действий. Под угрозой оказался международный проект по добыче СПГ.

В последние месяцы боевики ИГ в провинции Кабу-Делгаду нанесли ряд поражений правительственным войскам. Под их контролем находятся несколько крупных населенных пунктов, террористы намерены полностью окружить северную часть региона и отрезать ее от остальной страны.

Там находятся объекты масштабного международного проекта по добыче СПГ, которые рискуют быть захваченными.

В занятых областях радикальные исламисты разрушают инфраструктуру и устраивают массовые казни. Более 300 тысяч жителей вынуждены покинуть свои дома, направляясь в и без того переполненные лагеря беженцев. Иностранные государства обходят конфликт стороной, а правительство по-прежнему не обратилось за помощью к международному сообществу.

Конфликт в Мозамбике длится с 2017 года, но его наиболее горячая фаза приходится на 2020 год. Ситуация в Кабу-Делгаду начала ухудшаться еще весной-летом, а теперь приближается к критической. Telegram-канал «Рыбарь» рассказывает о произошедших в последнее время событиях на севере африканской страны, масштабах гуманитарной катастрофы и о том, что ждет провинцию Кабу-Делгаду в ближайшем будущем.

Рост насилия

В августе «Исламское государство» захватило прибрежный город Мосимбоа-да-Прая в провинции Кабу-Делгаду. Контрнаступление правительственных сил закончилось неудачей и группировка по-прежнему сохраняет контроль над населенным пунктом. Это укрепило уверенность боевиков в своих силах и возможностях, поэтому число атак на поселения в провинции резко возросло. На занятых территориях радикальные исламисты продолжают уничтожать нелояльное население и разрушать инфраструктуру.

Зоны активности боевиков ИГ в Мозамбике

В сентябре боевики на время захватили популярные среди путешественников и знаменитостей острова Вамизи и Метундо в Индийском океане, где ранее отдыхали монакский князь Альбер, покойный президент ЮАР Нельсон Мандела, футболист Криштиану Роналду и актер Дэниэл Крейг. Террористы уничтожили там роскошные виллы, отели и другие объекты туристической инфраструктуры.

31 октября боевики ИГ захватили город Муидумбе в центре Кабу-Делгаду, где обезглавили 20 человек, в том числе — 15 подростков.

В соседнем с Муидумбе поселке Муамбула террористы уничтожили расположенную в местной церкви католическую радиостанцию. Радиоведущие и журналисты со своими семьями успели покинуть здание до прихода ИГ, но на протяжении 10 дней им пришлось скрываться в лесу без еды и пищи.

В другой соседней деревне Муатиде радикальные исламисты пошли на еще более жестокие меры и устроили массовую резню. За несколько дней они обезглавили и разрубили на части более 50 человек, приспособив для казней местное футбольное поле.

Произошедшее стало самым масштабным убийством боевиками мирных жителей с начала конфликта. На него отреагировали даже в западных странах, которые обычно не уделяют столь пристальное внимание конфликту на севере Мозамбика. Казнь осудили несколько крупных политиков, в том числе — президент Франции Эммануэль Макрон.

Потеря Муидумбе и его окрестностей чревата не только ростом массовых убийств и сжиганием домов. Через город проходит транспортная магистраль, связывающая находящийся на границе с Танзанией город Пальма с остальной страной. Теперь она оказалась перерезана боевиками.

Стратегически важный город

После отступления из Мосимбоа-да-Прая и Муидумбе единственной возможностью сухопутного сообщения с севером провинции Кабу-Делгаду остается трасса через населенный пункт Муэда к западу от Муидумбе. Это прекрасно осознают боевики и с ноября пытаются взять населенный пункт под контроль. Захват Муэды даст им возможность планировать дальнейшее наступление на отрезанную от «большой земли» Пальму.

Ситуация на севере провинции Кабу-Делгаду

11 ноября ИГ захватило несколько деревень у трассы на пути к Муэде и вплотную подошло к населенному пункту. Жители населенного пункта в панике начали покидать дома: в городе закрылись банки, магазины и медицинские учреждения, а цены за транспортные перевозки выросли в несколько раз. Ситуация осложнилась надвигающимся сезоном дождей в регионе и грядущим размытием дорог, усложняющим логистику.

Для правительственных сил и местных ополчений Муэда стратегически важна не только с точки зрения географического положения. Город и его окрестности являются оплотом исповедующего католицизм народа маконде. Они являются абсолютным этническим и религиозным меньшинством в населенной мусульманами-мвани провинции, однако фактически находятся у власти в Кабу-Делгаду и занимают крупнейшие посты в региональных учреждениях и бизнесе. Представители маконде понимают последствия отступления из Муэды, и это дополнительно мотивирует ополченцев сражаться за город.

Хроника событий в провинции Кабу-Делгаду после захвата Мосимбоа-да-Прая

Подтянутые резервы позволили правительственным войска перейти в контрнаступление и отбить несколько населенных пунктов к востоку от Муэды. Командующий мозамбикской полицией Бернардино Рафаэль даже заявил об освобождении от ИГ города Муидумбе, но эта информация не подтвердилась.

Сейчас силы безопасности и ИГ готовятся к решающему сражению за Муэду. В город переброшена дополнительная партия южноафриканской бронетехники из пяти бронеавтомобилей Marauder и двух легких танков, которые ранее были замечены в порту столицы Мапуту. Также в окрестностях населенного пункта были замечены вертолеты ЧВК DAG из ЮАР.

На грани блокады

Ситуация на самом севере провинции остается тяжелой даже в условиях пока еще сохраняющегося сухопутного сообщения. Населению Пальмы запрещено покидать свои дома после 17:30 даже под предлогом выхода в уличный туалет. Уже месяц город фактически живет без электричества, а в магазинах заканчиваются продукты первой необходимости: ранее их продавали бенгальцы, но теперь они закрывают торговые точки и покидают регион.

Боевики ИГ уже ищут слабые места в обороне и нападают на небольшие населенные пункты. 26 октября террористы атаковали деревню Пхунданхар в качестве мести местным жителям, которые организовали для защиты ополчение. У них не было иного выбора, кроме как самостоятельно давать отпор радикальным исламистам: стоявшие ранее в населенном пункте пограничники просто покинули свои посты.

На севере Кабу-Делгаду присутствует большое число подразделений сил безопасности, в том числе — морские пехотинцы. Однако местные жители не чувствуют себя в безопасности: большинство отрядов размещено в районе объектов международного проекта по добыче СПГ. Население боится, что в случае атаки правительственные войска будут прежде всего защищать газовую инфраструктуру.

Танзанийский фронт

На волне успехов ИГ в провинции Кабу-Делгаду боевики обратили взор на граничащие с ней южные регионы Танзании:14 октября террористы пересекли границу и атаковали населенный пункт Китайа. Жертвами нападения стали 17 мирных жителей и трое танзанийских солдат, часть убитых были обезглавлены. Трофеями боевиков стало стрелковое оружие израильского и китайского производства, боеприпасы и деньги. Они также смогли уничтожить одну бронемашину.

Неделю спустя, 21 октября, ИГ совершило еще одну вылазку с севера Мозамбика и напало на танзанийский пограничный пост.

Следующая атака оказалась куда более разрушительной. 28 октября боевики напали на три христианские деревни в области Мтвара недалеко от границы с Мозамбиком. В занятых населенных пунктах радикальные исламисты действовали так же, как и в Мозамбике — убивали мирных жителей и показательно казнили глав поселений.

Для танзанийских властей произошедшее стало неприятным сюрпризом, который вынудил их искать пути решения проблемы. 20 ноября в городе Мтвара произошла встреча между генеральным инспектором полиции Симоном Мирро и его мозамбикским коллегой — главой Национальной полиции Бернардино Рафаэлем. Руководители договорились о совместном патрулировании приграничных районов и обмене разведданными, а также пообещали найти и наказать нападавших террористов.

На фоне новостей о сотрудничестве по линии силовых ведомств проправительственное танзанийское издание Jornal Notícias сообщило, что власти страны готовы экстрадировать в Мозамбик 516 подозреваемых в террористической деятельности граждан, среди которых есть как мозамбикцы, так и выходцы из Танзании, Сомали, Конго, Уганды, Руанды и Бурунди.

Танзанийские силы безопасности способны усилить контроль границы и перебросить к ней дополнительные подразделения. Эти меры помогут хотя бы предотвратить проникновение отдельных групп боевиков на юг Танзании и защитить приграничные населенные пункты. Однако в случае захвата ИГ района города Пальма на севере провинции Кабу-Делгаду масштабного вторжения в страну едва ли удастся избежать.

Иностранное бездействие

Еще в августе в сети ходили многочисленные спекуляции по поводу возможного ввода в Мозамбик военного контингента государств Сообщества развития Юга Африки, основную роль в котором должны были сыграть подразделения из Южно-Африканской Республики. В частности, об этом упоминали и президент ЮАР Сирил Рамафоса, и министр по вопросам международных отношений и кооперации Наледи Пандор.

Но иностранные войска в Мозамбике так и не появились. На то было несколько причин: плачевное состояние экономик стран юга Африки, хроническое недофинансирование некогда боеспособных Южно-Африканских сил обороны, а также недовольство мозамбикскими властями, которые так и не смогли определиться с тем, какой конкретно вид военной поддержки им требуется.

Вместо этого 16 сентября министр иностранных дел Вероника Макамо обратилась за помощью к ЕС, отправив письмо Жозепу Боррелю — верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Глава мозамбикского МИД запросила у Брюсселя содействие в обучении и материально-техническом обеспечении сил безопасности и медицинского персонала. Также Макамо попросила ЕС помочь в реализации программ развития с целью уменьшить соблазн местных жителей присоединиться к ИГ.

Единственным иностранным союзником правительства Мозамбика на поле боя остается ЧВК Dyck Advisory Group из ЮАР. У местных сил безопасности практически отсутствуют исправные вертолеты и самолеты, и это делает воздушную поддержку со стороны DAG безальтернативной.

Масштаб авиаподдержки только растет: спутниковые снимки показывают значительное расширение вертолетной площадки и сопутствующей инфраструктуры в Пембе за прошедшие полгода. Южноафриканские СМИ сообщали о грядущей закупке DAG новых вертолетов для действий в Кабу-Делгаду и дооснащении авиапарка компаниями Mako и Panzer Logstics.

Но DAG все-равно не способна в одиночку изменить баланс сил на поле боя, поэтому правительство Мозамбика планирует нанять другие южноафриканские ЧВК, в том числе — SSTEP.  Именно с ней в начале 2020 года мозамбикские власти планировали заключить контракт, но выбор пал на DAG из-за более низкой стоимости услуг и ее лоббирования командующим национальной полиции Бернардино Рафаэлем.

Гуманитарная катастрофа

Всплеск насилия и успехи ИГ в провинции привели к масштабному исходу населения из зоны боевых действий. Если в начале 2020 года в Мозамбике числилось 110 тысяч внутренне перемещенных лиц, то в ноябре их стало уже 355 тысяч. Государственные службы оказались не готовы к трехкратному росту бегущих от боевых действий: лагеря перегружены, а беженцы живут в тяжелых материальных условиях.

Число внутренне перемещенных лиц в Мозамбике в 2017-2020 годах

Больше всего от наплыва внутренне перемещенных лиц пострадала Пемба — административный центр провинции Кабу-Делгаду. С ростом интенсивности боевых действий в город хлынули потоки беженцев и за год население города удвоилось. О масштабе говорит статистика ООН, согласно которой только за короткий период 20 по 23 октября в Пембу прибыли около трех тысяч человек. Всего в столицу провинции перебралось более 80 тысяч беженцев.

Внутренне перемещенные лица размещаются в районе Пакитекете в Пембе, который уже физически не может вместить всех. Беженцы страдают как от проблем с водоснабжением и товарами первой необходимости, так и от сил безопасности, которые проводят рейды в поисках «спящих ячеек ИГ».

Помощь не справляющимся с ситуацией местным властям оказывают международные организации. В городе работает Фонд ООН в области народонаселения, гуманитарные работники оказывают медицинскую помощь новорожденным: многие из них родились прямо в дороге во время бегства из районов боевых действий.

В антисанитарных условиях среди временно перемещенных лиц распространяются болезни, в том числе диарея и холера. 10 ноября появились сообщения о смерти около 60 человек на острове Матемо, который стал пристанищем беженцев из Пангане. При этом некоторые заболевшие покинули остров и направились в Пембу, создав угрозу распространения болезни в административном центре провинции. На фоне происходящего о пандемии COVID-19 в провинции даже не вспоминают.

Антисанитария и тяжелые материальные условия — не единственные проблемы внутренне перемещенных лиц в Кабу-Делгаду. Мозамбикская НКО CIP заявила о регулярных случаях сексуального насилия по отношению к беженкам со стороны представителей власти. Взамен на положенную материальную помощь нерадивые чиновники требуют от девушек оказания сексуальных услуг, а в противном случае они просто отказывают в получении товаров первой необходимости. Правозащитники обвиняют мозамбикское руководство и международные организации в бездействии: по их словам, ни Международная организация по миграции, ни Верховный Комиссар по делам беженцев не ответили на письма с жалобами на изнасилования. Обращения в государственные структуры также не привели к наказанию виновных.

Гуманитарная помощь часто расхищается и главную роль в этом играют вожди местных племен, которые просто присваивают ее себе. С недоеданием и голодом столкнулось уже до половины всего населения провинции Кабу-Делгаду.

А как же нефтегазовый проект?

Несмотря на значительное ухудшение ситуации в Кабу-Делгаду и потери нескольких ключевых населенных пунктов, иностранные инвесторы не стали сворачивать или замораживать строительство объектов проекта по добыче СПГ. В районе Пальмы продолжаются работы по сооружению двух производственных линий общей мощностью 12,88 миллиона тонн в год.

Международный проект по добыче СПГ в провинции Кабу-Делгаду

В июле на строительство инфраструктуры было получено финансирование в 14,9 миллиарда долларов от 8 экспортных агентств и 19 банков из США, Японии, Великобритании, ЮАР, Италии и других стран. Оператором проекта стала французская нефтегазовая корпорация Total, которая также заключила специальное соглашение с правительством Мозамбика по обеспечению безопасности строящихся объектов. В частности, компания платит зарплату мозамбикским морским пехотинцам, которые охраняют возводимые объекты.

Другие страны по-прежнему рассматривают возможности инвестировать в газодобывающую отрасль в Кабу-Делгаду. В начале октября представители бизнес-форума «Германия-Африка» заявили об интересе к вложениям в мозамбикский проект по добыче СПГ и нефтехимическую промышленность.

Такая уверенность иностранных инвесторов на фоне поражений правительственных войск выглядит удивительной: либо вкладчики настолько уверены в безопасности своих объектов, либо властям Мозамбика удается скрыть истинный масштаб бедствия. В этом случае ситуация становится еще хуже.

Туманное будущее

Официальные лица Мозамбика регулярно отчитываются об уничтожении десятков боевиков, отражении атак и арестах подозреваемых в терроризме. Например, 29 октября командующий полицией генерал Бернардино Рафаэль заявил, об уничтожении 108 членов ИГ, 15 автомобилей и 20 мотоциклов только за прошедшие 72 часа.

Однако на фоне отступления правительственных войск и угрозы окружения всего севера провинции подобные заявления выглядят даже не хорошей миной при плохой игре, а просто несерьезно. Силы безопасности в Кабу-Делгаду находятся почти в критическом положении, проблемы испытывают даже элитные подразделения. Так, в конце октября командующий сил быстрого реагирования UIR Франциско Киассе Мадиквида обвинил своих подчиненных в непатриотизме. По его словам, многие новобранцы видят в службе лишь возможность заработать денег и не желают сражаться с боевиками ИГ.

Численность террористического подполья на севере Мозамбика в ближайшем будущем будет только расти. Жители Кабу-Делгаду вступают в ИГ не только из-за нищеты и социальной несправедливости, которые успешно эксплуатируют пропагандисты «Исламского государства». Другой важнейшей причиной является порой непрофессиональные топорные действия сил безопасности по отношению к местному населению.

В сентябре судебные органы провинции оправдали 131 арестованного из 251 задержанных из-за отсутствия доказательств их связи с боевиками. Более половины подозреваемых провели месяцы в славящихся тяжелыми бытовыми условиями мозамбикских тюрьмах, хотя на самом деле были абсолютно невиновны. Такая работа правоохранителей вызывает у части жителей ненависть к государственным структурам и ведет к росту лояльности к противостоящим им силам, в том числе — боевикам «Исламского государства».

Международные организации и иностранные государства обходят конфликт стороной, изредка вызывая озабоченность очередным убийством или нападением. Демонстрируют спокойствие и иностранные подрядчики с инвесторами проекта по добыче СПГ в Пальме, которые как ни в чем не бывало продолжают работать даже несмотря на угрозу сухопутной блокады севера Кабу-Делгаду и рейды ИГ в Танзанию.

Однако наиболее странным выглядит спокойствие правительства Мозамбика, которое не спешит обращаться за зарубежной помощью даже при значительном ухудшении военной и гуманитарной обстановки в северной провинции. По словам посланника Генерального Секретаря ООН в Мозамбике Мирко Манзони, власти страны вместо обращения за прямой военной помощью предпочитают тратить огромные суммы на южноафриканских наемников.

Складывается впечатление, что мозамбикские власти намеренно не хотят признавать истинный масштаб бедствия в Кабу-Делгаду из-за опасений распугать всех инвесторов проекта по добыче СПГ. Его заморозка будет означать потерю огромных ежегодных доходов бюджета и правительство страны явно пытается избежать такого сценария.

Как показывает практика последних лет, недооценка возможностей местного радикального исламского подполья сыграло с Мапуту злую шутку, а террористы незаметно прошли путь от крестьян с мачете до хорошо вооруженных боевиков. При сохранении такой политики власти Мозамбика рискуют потерять уже всю провинции Кабу-Делгаду целиком, и это станет катастрофой регионального масштаба.

Fortuna unde aliquid fregit, cassum penitus est (лат. «Когда судьба что-либо ломает, то уничтожает дотла»).

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх